ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

Укрощение укротителя

МИХАЛ РЫБАК

Знаменитая дрессировщица тигров Маргарита Назарова приехала на гастроли в Одессу с новым аттракционом. Мы познакомились после утренней репетиции и договорились встретиться для беседы в гостинице цирка, где ее с нетерпением ждал годовалый младенец.

Маргарита рассказала много интересного о работе со своими полосатыми питомцами, начиная от характера каждого из них и до рациона питания. Ее любимцем был Пурш - тот самый артист, который исполнил главную роль в кинофильме Полосатый рейс. Тем не менее именно Пурш во время представления на недавних гастролях, кажется в Новосибирске, выполняя прыжок с одной тумбы на другую над стоявшей на манеже укротительницей, совершенно случайно снял мякотью лапы небольшой скальп с головы Маргариты, которая осталась благодарна своему любимцу уже за то, что он вовремя убрал коготки. Обговаривали мы, с какой стороны манежа эффективнее фотографировать те или иные трюки. Понял я, что не нужно изобретать велосипед и, как обычно, придется снимать с центрального прохода, прижавшись вплотную к прутьям решетки, окружающей манеж. И вдруг Маргарита с озорством бросила мне вызов:

- А хочешь, впущу тебя в клетку во время репетиции?

Я не раздумывая согласился и тут же понял: на фоне могут оказаться пустые кресла, что никак не украсит даже самые динамичные фотографии. И потому решили поставить с внутренней стороны решетки вплотную к ней высокую тумбу, и тогда при съемке с верхней точки фоном будет пол манежа.

На следующий день за час до начала репетиции хищников я появился в цирке, чтобы успеть договориться с электриком о максимально, ровном освещении манежа, еще раз убедиться в том, что Маргарита не отказалась от своего предложения, и, наконец, выяснить кое-какие детали, в частности, в каком порядке исполняются трюки, какие из них наиболее эффективны для съемки и так далее. Итак, увешанный тремя фотоаппаратами (чтобы постоянно под рукой был любой объектив для съемки общих и крупных планов), я стоял в ожидании за кулисами. Подошла Маргарита и с улыбкой вдруг выпалила:

- Ну что, Михаил, не передумал?

Меня зло взяло, а нервы действительно начинали шалить, и я принял вызов:

- А ты боишься, что не справишься?

- Ну ладно, посмотрим, лукаво подмигнула она и, обернувшись, крикнула: - Всем по местам!

В зале заканчивали установку решеток вокруг манежа, внутри которого служащие расставляли тумбы. К той, на которую предстояло взойти мне, подставили сбоку стремянку, понимая, что на такую высоту я не запрыгну. Пока я наблюдал за расстановкой мебели из центрального прохода, по кругу манежа с внешней стороны занимали места молодые ребята из команды Назаровой с длинными копьями, пожарными шлангами и другим инструментом. Подходит ко мне старейший работник цирка Йосиф Березин (отец популярного в то время артиста эстрады Ефима Березина) и вполголоса воркует:

- Ты что, с ума сошел? Зачем тебе это надо?

Выглянули из-за кулис двое братьев-клоунов Ширман и, как по команде, состроив мне рожицы, повертели пальцами у виска. Через узенькую калитку я вошел в клетку, поднялся по стремянке на тумбу. Какой прекрасный обзор сверху на манеж! И все мое существо переключилось на предстоящую непростую съемку.

Наступила полная тишина. И вдруг что-то взорвалось за кулисами. Послышался рев и какой-то грохот. Это подвозили клетки с четвероногими артистами к выходу на манеж. Рев солиста усиливался, его поддержали товарищи, и во время этой артиллерийской подготовки Маргарита вышла на манеж с тросточкой в руке и широченной улыбкой на устах, едва глянула в мою сторону, подняла заслонку клетки и выпустила на волю первого зверя, который, не обращая на меня никакого внимания, занял место на дальней тумбе. За ним - второй, третий, и каждый занимает место на своей тумбе. На мою пока никто не претендует. Когда их стало шестеро (а я седьмой), Маргарита (она само спокойствие) что-то тихо произнесла, и Пурш улегся у ее ног. Начался аттракцион. При полном свете, при пустом зале, но по полной программе, без лишних пауз и остановок. Я только и успевал снимать - то одним аппаратом, то другим. Увлекся так интересной съемкой, что и позабыл, в каком нахожусь окружении. Однако помнили другие: слева один служитель рядом с моей ногой просунул сквозь решетку брандспойт, справа второй выставил вперед свою пику. Свободные от трюков артисты то и дело на меня поглядывали, даже пасть разевали, помогая мне сотворить крупноплановый портрет. За 40 минут нашего мирного сосуществования я отснял 4 пленки, так что в этой обстановке пришлось даже один аппарат перезаряжать.

- И сколько тебе газета заплатит за такой снимок, - спросил уже на выходе из зала Йосиф Аронович.

- Как обычно, 3-4 рубля.

Через несколько дней мы выехали на прогулку по городу. На заднем сиденье сверкающего черным лаком ЗИМа разместился красавец Пурш, а Маргарита заняла место рядом с водителем, которого отгородили от заднего сиденья металлическим щитом. Я с директором цирка следовал за ними в Волге, из которой периодически выходил, чтобы сделать снимок. А картинка была уникальная. Из окон машины выглядывали прижавшиеся друг к другу головы симпатичной блондинки и полосатого зверя, удивляя прохожих.

Ровно 20 лет спустя вновь приехал на гастроли в Одессу полосатый аттракцион Назаровой. Маргарита Васильевна приболела и должна была приехать на несколько дней позднее. Я узнал об этом только перед началом представления, которое никто не собирался отменять. В клетку вошел стройный 20-летний красавец со знакомой мне тросточкой. Любо было смотреть, как артистично проводил он сложнейшие трюки. Аттракцион Алексей (тот самый младенец, с которым я познакомился осенью 1961 года) провел буквально на одном дыхании и продолжал выступать, а Маргарита Васильевна еще долго болела, так что на сей раз мы так и не повидались.

Фото автора


К оглавлению номера Подшивка О газете