НАШ ЗЕМЛЯК - НАРОДНЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК

Известный анекдот о том, кто является "гордостью русской нации", регулярно находит жизненное подтверждение. И ответ неизменен: конечно же, одесситы! Вот и недавно звания "Народный художник России" удостоен выдающийся сценограф, главный художник прославлен ного Московского театра "Ленком" и одессит по происхождению Олег Шейнцис. Он жил на углу Ришельевской и Греческой, любил футбол и очень не любил отвлекаться на другие занятия. Отец, талантливый архитектор, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, и заставлял заниматься рисованием. Тем более, что способности у мальчика наблюдались. После восьми классов Олег поступил в театрально-техническое училище. И увлекся театром настолько, что совершил небывалый в истории училища поступок: поехав на практику в Московский театр имени Вахтангова, он там и остался. Такой "эксцесс" легко мог привес ти к исключению, и неизвестно, как бы сложилась будущая судьба, но, к счастью, у дирекции хватило мудрости понять, что увлекла юношу не сама по себе столичная жизнь, а перспектива настоящей творческой работы. Олегу разрешили работать у вахтанговцев, поставив одно лишь условие: зачеты и экзамены сдавать в срок. Что он и делал, благополучно защитив диплом.

После службы в армии Олег Шейнцис окончательно переехал в Москву, поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТа, где готовили театральных художников. Почти в то же самое время в прозябавший на обочине зрительского интереса Театр имени Ленинского комсомола пришел новый режиссер Марк Захаров, и театр буквально в одночасье стал одним из самых модных в столице. Получив возможность подбирать творческий состав по своему усмотрению, М.Захаров искал людей не просто одаренных, а могущих привнести нечто н еобычное. В поле его зрения попал и наш герой, успевший к концу семидесятых сделать несколько ярких работ и даже получить премию московского комсомола. М.Захаров предложил ему оформить свой спектакль "Жестокие игры" по пьесе Алексея Арбузова, и декорации О. Шейнциса стали подлинной сенсацией театрального сезона. Хотя пьеса эта шла буквально по всему Советскому Союзу, именно спектакль М.Захарова - О.Шейнциса стал самым популярным из всех. А вскоре тридцатилетний сценограф стал главным художником одного и з самых известных театров Москвы.

Те, кто видел постановки Марка Захарова в сценографии Олега Шейнциса, не могут не признать: очень трудно бывает определить, где кончается художник и где начинается режиссер. К чести Марка Анатольевича, он, не только не ревнует своего сценографа к успеху, но напротив, всячески подчеркивает равнозначность их творческого союза. Спектакли театра "Ленком" могут быть более или менее успешными, но сценография в них неизменно привлекает внимание, нередко граничащее с восхищением. Телевизионные показы, к сожалени ю, начисто смазывают эту важнейшую составляющую ленкомовских спектаклей, и потому человек, видевший "Юнону и Авось", "Поминальную молитву", "На всякого мудреца...", "Чайку" только на голубом экране, не получает даже половины представления об этих спектаклях.

В Одессу Олег, увы, приезжает только в отпуск. На вопрос, не хотел бы ли он поработать с каким-либо из одесских театров, отвечает полушутливо: "Боюсь, что на премьеру придут слишком много родственников и знакомых и будут они обсуждать не столько мою работу, сколько меня самого". Шума вокруг своей персоны он не любит. Впрочем, сценографы - самые, быть может, большие таланты и трудяги в современном театре, вообще обделены широкой известностью. Между тем это одна из немногих театральных сфер, где советские, а ныне русские, украинские мастера вполне успешно соревнуются со своими западными коллегами. Тот же Олег Шейнцис по праву считается одним из лучших театральных художников Европы.

Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете