Богородица (8). Считалось, что этот праздник для женщин важнее, чем Рождество, поскольку связан с Матерью Божьей. В народе верили: если беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, будут работать в этот день, то у них родится ребенок с физическими недостатками.
Степана, Стефана (9). Должен быть морозный день. Празднуют как в прежние дни, но не работают. Можно было выполнять неотложную работу.
Мелании, щедрый вечер, щедрая кутья (13). День Святой Мелании в народе назывался Васильевой колядой, щедрым вечером, так как раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года, Васильева дня. Поэтому с Меланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений.
С утра начинали готовить вторую обрядовую кутью - щедрую. В отличие от богатой ее можно было заправлять скоромным; на Полесье, например, зерно варили со смальцем.
С вечера и до полуночи дома обходили колядочники. Девушки устраивали разнообразные гадания.
День прибывает на куриный шаг. Если в ночь ветер дует с юга - год будет жаркий и благополучный, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая фруктов.
Новый старый год, Василия Великого (14). По евангельскому учению в этот день Христу сделали ╪обрезание╪, поэтому старались ничего не резать. На этот день приходится праздник Василия, который считался покровителем земледелия. Поэтому спозаранку в домах нужно было посевать хлебом. Как правило, это делали подростки. Там, где была церковь, посевали после утренней службы, а где не было - на рассвете. Родители будили своих сыновей (традиционно посевали только мальчики, а девочки только колядовали). Одевшись, дети брали специально выплетенную рукавичку, наполняли ее ржаным или пшеничным зерном и, встав перед иконами, посыпали свое жилище.
Родители оделяли мальчиков деньгами, и потом они, начиная с крайней избы, обегали соседские дома.
Если в этот день туман - к урожаю.
Богоявление, или бабин вечер (17). Кропят жилища свяченой водой.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |