ТРАМВАИ

Производство трамваев в Украине правительство почемуто финансировать вообще не собиралось, а для наладки собственного производства необходимы финансовые ресурсы в размере 49,1 млн грн., из которых 11,1 млн грн. - еще в 1997 году и 13,7 млн грн. - в наступившем.

Правда, за счет собственных средств Государственная холдинговая компания Лугансктепловоз уже разработала новые трамвайные вагоны и выпустила первые 10 штук (при проектной мощности предприятия 450 видов ежегодно). Конечно, этого недостаточно, если учесть, что весь трамвайный парк Украины состоит из 4850 машин, треть из которых подлежит списанию. При этом две трети парка составляют машины чешского производства, а одна треть - российского.

Таким образом, состояние общественного транспорта остается критическим, но не только из-за недостаточности инвестиций и объемов оборотных средств. Нужно учитывать еще и такой факт, как неплатежеспособность потребителей ашиностроительной индустрии. Исполкомы областных и городских Советов народных депутатов не хотят закупать в нужном объеме автобусы, троллейбусы и трамваи, предпочитая эксплуатировать старые.

Например, в связи с отсутствием средств у заказчиков в 1995 году в Украине было изготовлено всего 332 автобуса, из которых 70% закупили транспортные предприятия России.

Единственным выходом из создавшегося положения специалисты Министерства промышленной политики Украины видят в применении новой для Украины формы сотрудничества - лизинга. Отработать этот инструмент предполагается на примере поставок автобусов по следующей схеме:

- во-первых, будет создана Государственная лизинговая компания, в состав учредителей которой войдут городские госадминистрации, Львовский автобусный завод и акционерный банк Аваль;

- во-вторых, ЛАЗ будет производить и продавать лизинговой компании автобусы для последующей передачи их в долгосрочный финансовый лизинг.

Естественно, что разработчики этой идеи хотят получить соответствующую помощь и от государства - как финансовую, так и законодательную. К финансовой относится бюджетный кредит для закупки автобусов, а к законодательной - целый ряд льгот. К ним относятся льготное налогообложение лизинговых компаний и банков (по суммам исполнения договоров лизинга), разрешение транспортным предприятиямлизингополучателям применять повышенные на 50% тарифы за проезд в автобусах, полученных по лизингу, а также разрешить ускоренную амортизацию (с коэффициентом 3) полученных по лизингу автобусов.

Насколько плодотворно эта схема будет работать, - покажет время, а пока многие начинания тормозятся тем, что нет правовой базы лизинговой деятельности - Закона Украины "О лизинге" (пока он прошел только первое чтение в Верховном Совете Украины).

Правда, некоторые коммерческие структуры, не дожидаясь принятия этого Закона, уже начинают работу с использованием лизинговых схем. Многие пассажиры уже успели полюбить эти проворно бегающие по наиболее оживленным городским маршрутам микроавтобусы Газель и IVECO, которые успешно конкурируют с государственными автобусами, троллейбусами и трамваями. Даже несмотря на цену одной поездки (от 50 коп. до 1 грн., кстати обязательные к уплате), на эти автосвиты и транспортники выстраиваются очереди. А это говорит о том, что на рынке транспортного обслуживания еще можно заработать. (Окончание. Начало в N 28).


К оглавлению номера Подшивка О газете