Главный же итог гастролей заключается в том, что они показали: реальными творческими достижениями украинский театр способен противостоять халтуре, которую привозят к нам многие московские антрепризы. Правда, хорошие спектакли появляются не каждый месяц, а плохая репутация - вещь устойчивая. И нужно потратить много сил и изобретательности, чтобы изменить ее в лучшую сторону. Помочь в этом могли бы общественно-политические структуры, которые - судя по декларируемой ими идеологии - призваны способствовать развитию национального искусства, и не только на уровне "шаровар" и "гопака", а в широком европейском плане. Увы, но даже на гастрольных выступлениях лучших у к р а и н с к и х коллективов и исполнителей - академической капеллы "Думка", национального ансамбля народных инструментов, дирижера Виктории Жадько и др. - местных лидеров организаций национал-демократической ориентации (РУХ, УРП, "Просвiта" и т.п.) не сыщешь днем с огнем. Практически не было их и на спектаклях с участием лучших актеров современного украинского театра, хотя присутствие в зале членов указанных организаций очень бы способствовало успеху гастролей. Конечно, для того, чтобы обличать "русифицированную" одесскую культуру и требовать "больших прав" для культуры украинской, не нужно особого ума. А вот поддержать эту самую украинскую культуру в самых достойных ее проявлениях - хотя бы личным присутствием - оказывается сложно.
Александр ГАЛЯС.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |