ПЕРЕЖИТОЕ

НАША МАТЬ МАРИЯ

(Окончание. Начало в # 8 "Рекламы П-ф")

Однажды в ночь на 1 ноября в окно постучали. Это была Аня Фрейдзон. Она бежала из гетто, прихватив с собой еще 10 узников. Вначале Мария растерялась. Но, взяв себя в руки, уложила Аню обычным проверенным способом под матрац - Аллочка сверху, остальных спрятала в подвале. Всем были сделаны документы, и люди понемногу расползлись по оккупированной территории. Аню отправили в Жмеринку.

Квартира на Шевченко, 3 стала явочно-конспиративной. Через нее в отряд Богуна переправлялись бежавшие военнопленные, бойцы, выбравшиеся из окружения. Таким образом в дом Гловацкой попал и Григорий Щербаков. Он сразу показался Федору Алексеевичу "слабаком". Волкотруб открыто сказал ему: "Я, Гриша, тебе не доверяю. Такому, как ты, в отряде делать нечего. Мы дадим тебе документы, и уходи. У меня семья, маленький ребенок. Явку провалишь".

Но Щербаков заупрямился: "Хочу в отряд..."

Ему поверили. В ночь на 15 апреля проводники повели людей в лес. Не довели - на мосту нарвались на эсэсовцев. Часть людей погибла, до отряда добрались немногие. Гриша сразу сдался немцам и выдал явку. Федор и маленькая Аллочка (ей шел 6-й год) были арестованы. Искали Марию (она была связной отряда), но Гловацкая успела скрыться, уйти в отряд. В мае 1943 Федор Алексеевич Волкотруб и Маня Тромбовецкая после месяца пыток были расстреляны. Они никого не выдали - подполье продолжало работать.

Алла пробыла в тюрьме 3 месяца. Ежедневно на рассвете кого-то выводили на расстрел. Девочка слышала крик: "За Родину, за Сталина!", прерываемый пулеметной очередью. Но ребенок - это ребенок. Она боялась не смерти, а того, что не успеет надеть платье. Затем ее отпустили. Выпустили как приманку для Марии. Когда девочка подошла к своему дому - дому, уже занятому немцами, - ей навстречу бросилась собака Арфа. Она за платье тянула Аллу прочь от опасного места. Девочка побрела к дяде и осталась у него. Немцы не раз наведывались в дом дяди, выспрашивали ребенка, где мать. Но Алла отвечала твердо: "Отец расстрелян, мать умерла, я - сирота".

Отряд Богуна передислоцировался под Ровно. Оттуда Мария попала в Жмеринку, где и произошла еще одна удивительная встреча с Аней Фрейдзон. В Жмеринке Аня жила в доме семьи Чумак (знакомых Гловацкой). Молодой сын Чумаков Павел влюбился в девушку. Любовь оказалась взаимной. Чтобы сломить лед недоверия родителей, Мария сказала им, что Аня ее сестра (благо отчества совпадали). Тогда мать и отец Павлика дали согласие на брак. Аня приняла христианство и обвенчалась со своим избранником в церкви.

В ноябре 44-го, забрав дочь у родственников, Мария Яковлевна уехала в Одессу и начала работать преподавателем украинского языка в школе # 43. Впоследствии 13 лет она была завучем этой школы, с 1947 по 1959 год избиралась депутатом горсовета, вырастила дочь. Алла Федоровна Волкотруб - врач-офтальмолог, работает в ин-те им. Филатова.

В 1993 году, 8 сентября, Марии Гловацкой, нашей Матери Марии, не стало.

Аня Чумак живет теперь в США. Она обратилась в Комитет Справедливости и рассказала о подвиге своего незабываемого друга - Марии Гловацкой.

В день рождения Марии, 22 июля, ей посмертно было присуждено звание Праведницы Мира, а ее дочери Алле вручены Почетная грамота и медаль, которые Мария не успела получить при жизни. Как мы уже писали, имя ее, как и других Праведников Народов Мира, будет увековечено в Аллее Праведников при музее Яд-Вашем в Иерусалиме и в родной Украине - в Одессе.

В Хмельницком, на Шевченко, 3, создан мемориальный музей.

Елена КОЛТУНОВА.