DAEWOO ХОЧЕТ МОНОПОЛИЗИРОВАТЬ УКРАИНСКИЙ АВТОРЫНОК

Это одно из главных условий реанимации АвтоЗАЗА

18 июля Верховная Рада приняла Закон "О списании задолженности ОАО АвтоЗАЗ". Списание долгов завода было одним из условий создания на его базе СП с южнокорейской Daewoo Corp.Другим условием является фактическое закрытие рынка Украины для импорта автомобилей. Если предложение Daewoo будет принято, пострадают прежде всего российские производители - АвтоВАЗ и ГАЗ.

БОЛЬШЕ ОБЕЩАЮТ - БОЛЬШЕ ПРОСЯТ

В последнее время ситуация на АвтоЗАЗе была безрадостной: производство упало почти до нуля (в 1996 году выпущено всего 6,9 тысяч "Таврий" против 65 тысяч в 1995 году), предприятие обросло колоссальными долгами перед бюджетом и поставщиками. Завод видит выход из создавшейся ситуации в поиске иностранного инвестора. Особую остроту противостоянию придавало жесткое лоббирование американским правительством интересов GM и слухи об особом умении корейских коммивояжеров найти путь к сердцу украинского чиновника. Украинское правительство заявляло то о создании СП "Daewoo - АвтоЗАЗ", то о проекте с участием всех трех компаний.

Предложения GM были весьма скромны: создать в конце 1997 года совместное предприятие для сборки 25 тысяч Opel Vectra в год, для чего предполагалось инвестировать $ 23 млн. В апреле всерьез рассматривался вариант с вложением $ 60 млн. и увеличением объема производства до 60 тысяч Opel Vectra в год. Американцы рассчитывают всего на четыре цеха и примерно тысячу рабочих из 18-тысячного коллектива автозавода.

В отличие от GM, Daewoo с самого начала имела грандиозные планы - загрузить работой весь АвтоЗАЗ, включая Мелитопольский моторный завод. Через четыре года намечено выйти на выпуск ежегодно 80 тысяч модернизированных "Таврий", 150 тысяч Nubrid (новая модель Daewoo). Но самое любопытное, что в планах корейцев предусмотрен выпуск ежегодно еще и 25 тысяч Opel, для чего в качестве младшего партнера должно быть привлечено европейское подразделение GM. Юридически эти проекты должны быть реализованы следующим образом: создается СП, в котором 50 % отходит Украине (взносом служат производственные мощности АвтоЗАЗа), оставшееся уходит иностранным инвесторам.

Особенность инвестиционных планов Daewoo состоит в том, что корейская компания готова оплатить лишь взнос в уставный фонд СП - $ 150 млн. Еще около $ 1 млрд Daewoo предоставит совместному предприятию в виде кредита, причем под гарантии правительства Украины. Залогом кредита должны послужить акции СП, принадлежащие украинской стороне.

ПРИВАТИЗАЦИЯ АВТОРЫНКА

Для снижения риска и повышения рентабельности проекта оба инвестора просят у правительства Украины льгот.

Но самое главное: Daewoo предлагает ввести ограничения на отверточную сборку для других компаний, а также увеличить ставки акцизного сбора и таможенной пошлины на импорт автомобилей в Украину. Основным конкурентом Daewoo на украинском рынке будет продукция ВАЗа и ГАЗа, и эти заводы могут пострадать в наибольшей степени.

В середине июля Верховная Рада Украины в первом чтении приняла Закон "О стимулировании производства автомобилей в Украине". Название корейской компании в законопроекте не упоминается. Просто указано, что покровительство будет оказано тому, кто вложит в украинское предприятие не менее $ 150 млн - сумму, в точности совпадающую с долей Daewoo в уставном фонде СП с АвтоЗАЗом

Теперь, когда списаны долги АвтоЗАЗа бюджету, наступает последний этап борьбы за завод. Если Закон "О стимулировании производства автомобилей в Украине" будет принят без учета мнения автоимпортеров, Украина превратится в территорию безграничного господства корейской компании.

Александр ПИВОВАРОВ,
Кирилл ГОРСКИЙ.


К оглавлению номера Подшивка О газете