18 июля Верховная Рада приняла Закон "О списании задолженности ОАО АвтоЗАЗ". Списание долгов завода было одним из условий создания на его базе СП с южнокорейской Daewoo Corp.Другим условием является фактическое закрытие рынка Украины для импорта автомобилей. Если предложение Daewoo будет принято, пострадают прежде всего российские производители - АвтоВАЗ и ГАЗ.
БОЛЬШЕ ОБЕЩАЮТ - БОЛЬШЕ ПРОСЯТ
В последнее время ситуация на АвтоЗАЗе была безрадостной: производство упало почти до нуля (в 1996 году выпущено всего 6,9 тысяч "Таврий" против 65 тысяч в 1995 году), предприятие обросло колоссальными долгами перед бюджетом и поставщиками. Завод видит выход из создавшейся ситуации в поиске иностранного инвестора. Особую остроту противостоянию придавало жесткое лоббирование американским правительством интересов GM и слухи об особом умении корейских коммивояжеров найти путь к сердцу украинского чиновника. Украинское правительство заявляло то о создании СП "Daewoo - АвтоЗАЗ", то о проекте с участием всех трех компаний.
Предложения GM были весьма скромны: создать в конце 1997 года совместное предприятие для сборки 25 тысяч Opel Vectra в год, для чего предполагалось инвестировать $ 23 млн. В апреле всерьез рассматривался вариант с вложением $ 60 млн. и увеличением объема производства до 60 тысяч Opel Vectra в год. Американцы рассчитывают всего на четыре цеха и примерно тысячу рабочих из 18-тысячного коллектива автозавода.
В отличие от GM, Daewoo с самого начала имела грандиозные планы - загрузить работой весь АвтоЗАЗ, включая Мелитопольский моторный завод. Через четыре года намечено выйти на выпуск ежегодно 80 тысяч модернизированных "Таврий", 150 тысяч Nubrid (новая модель Daewoo). Но самое любопытное, что в планах корейцев предусмотрен выпуск ежегодно еще и 25 тысяч Opel, для чего в качестве младшего партнера должно быть привлечено европейское подразделение GM. Юридически эти проекты должны быть реализованы следующим образом: создается СП, в котором 50 % отходит Украине (взносом служат производственные мощности АвтоЗАЗа), оставшееся уходит иностранным инвесторам.
Особенность инвестиционных планов Daewoo состоит в том, что корейская компания готова оплатить лишь взнос в уставный фонд СП - $ 150 млн. Еще около $ 1 млрд Daewoo предоставит совместному предприятию в виде кредита, причем под гарантии правительства Украины. Залогом кредита должны послужить акции СП, принадлежащие украинской стороне.
ПРИВАТИЗАЦИЯ АВТОРЫНКА
Для снижения риска и повышения рентабельности проекта оба инвестора просят у правительства Украины льгот.
Но самое главное: Daewoo предлагает ввести ограничения на отверточную сборку для других компаний, а также увеличить ставки акцизного сбора и таможенной пошлины на импорт автомобилей в Украину. Основным конкурентом Daewoo на украинском рынке будет продукция ВАЗа и ГАЗа, и эти заводы могут пострадать в наибольшей степени.
В середине июля Верховная Рада Украины в первом чтении приняла Закон "О стимулировании производства автомобилей в Украине". Название корейской компании в законопроекте не упоминается. Просто указано, что покровительство будет оказано тому, кто вложит в украинское предприятие не менее $ 150 млн - сумму, в точности совпадающую с долей Daewoo в уставном фонде СП с АвтоЗАЗом
Теперь, когда списаны долги АвтоЗАЗа бюджету, наступает последний этап борьбы за завод. Если Закон "О стимулировании производства автомобилей в Украине" будет принят без учета мнения автоимпортеров, Украина превратится в территорию безграничного господства корейской компании.
Александр ПИВОВАРОВ,
Кирилл ГОРСКИЙ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |