СУДЕБНЫЙ ОЧЕРК


ЭТО БЕДНОЕ "СОЛО"


На рисунке: " - Граждане судьи, где же вы были раньше, сейчас-то каждый дурак умный..."
Рисунок Николая ИЛЬЧУКА.

Весна 94-го. Заинтригованный рекламными объявлениями страховой компании "Соло", хочу разведать обстановку. Если держишь у них деньги год, то возвращают 1200 процентов! Значит, даешь миллион - получаешь двенадцать; а если рискнуть десятью миллионами - получишь сто двадцать миллионов!

Отгоняю от себя умопомрачительные цифры и захожу в офис в переулке Топольского. Светятся экраны мониторов. Беседуют между собой приличные молодые люди в белых рубашечках и галстучках.

Меня приглашают за столик, суют в руки картонку, на которой выписаны цифры моего будущего финансового успеха. Изучаю ее, что-то спрашиваю внимательного сотрудника. Вдруг наш разговор прерывает другой сотрудник, обратившийся к моему собеседнику:

- Прими, пожалуйста, деньги от моих стариков, решили к нам вложить.

- Подожди, я с человеком занят.

Это был решающий для меня диалог. Притащить сдавать свою кучу денег именно в тот момент, когда в офис прибыл единственный клиент! Как будто у него не было на это времени раньше или нельзя подождать несколько минут? Уж слишком нарочита была эта рекламная работа на публику. И денег им я не отдал.


А через неделю "Соло" буквально захватило город, толпы народа спешили отдаться ему.

Начиналось же все так. (Будем идти в русле судебного приговора.).

"Действуя умышленно, из корыстных побуждений и личной заинтересованности, в целях осуществления коммерческой деятельности и личного обогащения..." В наше время, пору провозглашенной свободы самовыражения, эти действия и намерения могут и не иметь криминального подтекста, но на практике выливаются в точеные формулировки судебных приговоров.

В июне 1993 года 29-летний Владимир Лерман совместно с А. Древовым выступил соучредителем и генеральным директором общества с ограниченной ответственностью - страховой фирмы "Соло" с уставным фондом 950 миллионов карбованцев. В состав учредителей он включил юридических лиц: научно-производственную фирму "Сиглен" и ООО "Блэк Си Лайн", а также физических лиц: Еременко И. И. и Крюкова В. О. С помощью документов, содержащих заведомо ложные сведения, фирма была зарегистрирована в Приморском райисполкоме.

Тем не менее лицензии на страховую деятельность у фирмы не было, как не было и права на прием платежей в иностранной валюте. Но эту деятельность руководители фирмы вели, нарушая закон.

5 ноября 1993 года Лерман внес в список учредителей гражданина Болгарии Святослава Петрова, якобы внесшего свою долю в уставный фонд. Лерман и расписался в соответствующих документах за ничего не подозревавшего болгарского гражданина.

Сергей Зайцев, знакомый Лермана по университету, хотя и работал уже несколько дней заместителем директора ООО "Серкон-аудит", но оформлять документы аудиторской проверки не имел права из-за отсутствия квалификационного сертификата. Однако Зайцев выдает аудиторское заключение, в котором фирма "Соло" выглядит образцово (на самом деле у "солистов" даже не была оформлена первичная бухгалтерская документация!).

Итак, 5 ноября 1993 года фирма была перерегистрирована в Приморском райисполкоме в качестве акционерного общества закрытого типа с иностранными инвестициями (болгарин Петров!), что давало возможность освободиться от налогов на целых пять лет. А 7 декабря 1993 года от Комитета по делам надзора за страховой деятельностью была получена лицензия.

"Соло" стало расширяться, его филиалы открылись и в других городах, в том числе и в Николаеве. 4 января 1994 года Лерман издает приказ о необходимости всем филиалам СК "Соло" перечислять деньги на расчетный счет николаевского филиала, а также производить через него все внутренние взаиморасчеты. Эти деньги не включались в суммы, подлежащие налогообложению. Таким образом за первое полугодие 1994 года от налогообложения было скрыто около двадцати четырех миллиардов карбованцев (налог на эту сумму составил бы свыше тринадцати миллиардов карбованцев).

На протяжении нескольких месяцев В. Лерман по сговору с главным бухгалтером В. Древовым проводил незаконные операции с валютными ценностями - долларовые взносы составляли и три, и полторы, и две тысячи, вносили и по десять - одиннадцать тысяч. Вкладчикам говорили, что компания имеет право на это.

Как вы очевидно помните, пик деятельности "Соло" пришелся на весну девяносто четвертого, когда многие тысячи людей, привлеченные шумной рекламой и сказочными рассказами знакомых и соседей, бросились отдавать свои деньги ловкачам. И кто-то действительно, "застраховавшись" на несколько месяцев, успел оказаться с прибылью. Многие же тысячи людей не только не получили никакой прибыли, но и лишились вложенных средств.

В марте 1994 года Лерман, сговорившись с сообщниками (некоторых из них сейчас разыскивают правоохранительные органы), создал множество фиктивных предприятий, чтобы мошенничать с финансовыми ресурсами. Так стали руководителями фирм Наталья Татаровская, Виталий Гончаренко, Сергей Ищенко. К примеру, Татаровская возглавила десять фирм и за счет доверчивых вкладчиков побывала с семьей в городе Париже.

Вскоре были убиты братья Древовы.

А страховая компания "Соло", по мнению коллегии по уголовным делам Одесского областного суда, "в результате преступных действий Лермана прекратила свою деятельность из-за отсутствия денежных средств и невозможности выполнения страховых обязательств по договорам с гражданами, что повлекло тяжкие последствия в виде причинения материального ущерба значительному числу граждан".

В отношении Древовых уголовное дело, естественно, было прекращено в связи с их смертью.

По судебному приговору право на возмещение материального ущерба получили несколько валютных вкладчиков и некоторые организации.

Владимир Лерман получил пять лет лишения свободы с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Наказаны Гончаренко, Зайцев, Ищенко, Татаровская (в законную силу приговор еще не вступил).

В общем, получилось, что наибольший ущерб Лерман и компания нанесли не многим тысячам вкладчиков, а... самой страховой компании "Соло"! Вопрос же возмещения ущерба этим вкладчикам судом даже не рассматривался. Они могут попытаться отстоять свои права при помощи гражданского иска, направленного в районный суд по месту нахождения компании. Но, право же, права эти вряд ли удастся отстоять...

Борис ШТЕЙНБЕРГ.


К оглавлению номера Подшивка О газете