Возможно, к этому приложили руку еще отцы-основатели города, но любят в
Одессе французскую пьесу, всегда любили. А ЖАН АНУЙ с его психологизмом,
с сюжетными виражами, с яркими персонажами - это лакомый кусочек для
любого режиссера. Так каков же "Странный этот мсье Жак..." в постановке
Г. Скарги на сцене Русского театра? И почему именно "Мсье Жак"? Как
сказал Геннадий Скарга, его привлекла актуальная в наше время тема
осознания своего прошлого, своего "я" в прошлой и настоящей жизни,
участившиеся случаи суицида - физического и духовного. Все это есть у
Ануя, писавшего на все времена. И поэтому, наверное, не важно о какой из
двух мировых войн идет в пьесе речь, неважно, что нет меток времени ни в
декорациях, ни в костюмах.
Серьезнее другое несоответствие: несоответствие энергетики актеров и
энергетики спектакля. Нет в нем того темпа, который сковал бы в единую
цепь бушующие вокруг потерявшего память героя страсти. Пока что весь
спектакль напоминает тот отлично поставленный режиссером сон героя во II
акте, где в тягучей круговерти персонажи время от времени бросают Гастону
ключевые фразы.
Жака-Гастона - человека, потерявшего память, играет сам Скарга. Мне
кажется, что эта роль - абсолютно его. Аскетичная фигура, монотонная,
какая-то "роботная" обесцвеченность голоса человека, 20 лет оторванного
от живой жизни, живущего мечтой о прекрасно м светленьком и светлом
ребенке и юноше, которым когда-то был он сам, контрастирует с буквально
истерическим протестом того, кто не желает ни расставаться со своими
иллюзиями, ни потворствовать темным страстям окружающих, тянущих его из
сумеречного настоящего в отнюдь не светлое прошлое и такое же будущее.
И пусть семью Рено не интересуют деньги Гастона, на которые как коршуны
слетаются претенденты из других семейств, но и их притязания не
бескорыстны. Поэтому Жака-Гастона в одинаковой мере отталкивает и страсть
бывшей любовницы, и фанатичное желание матери доказать через 20 лет свою
правоту сыну, отправленному когда-то на войну, на смерть без материнского
благословения. И даже всепрощающая, какая-то бесхребетная любовь старшего
брата вызывает лишь только жалость, тяготит его.
Несколько слов о других ролях. Бывшую любовницу - жену брата играет Юлия
Скарга, играет темпераментно, страстно, беспощадно рисуя ставшую с годами
циничной и вульгарной женщину, для которой Гастон не столько первая
любовь, сколько орудие мести нелюбимому мужу.
Мать Гастона - заслуженная артистка Украины Тамара Мороз -
респектабельная убитая горем дама. Но как точно Мороз находит краски,
чтобы превратиться вдруг в отвратительную фурию, готовую забыть и
простить сыну все грехи молодости кроме одного - желания жениться на
швее.
И еще об одной небольшой, но очень важной и симпатичной роли. Маленький
одинокий мальчик (как ни забавно - дядя взрослого Гастона), тоже
претендующий на родство с потерявшим память человеком и честно и наивно
объясняющий, в чем его "шкурный интерес". Мальчик, которого уставший от
притязаний прочих Гастон сам выбирает в свои родственники (подтасовывая
факты). Мальчик, с жизни и чистоты которого Гастон снова начинает
собственную жизнь.
Этого мальчика очаровательно играет Саша Ломовицкий.
Итак, слагаемые спектакля практически все отмечены знаком плюс (особенно
изящные и точные, как всегда у Г. Скарги, мизансцены). А это вселяет
надежду, что со временем и итог окажется положительным.
Елена КОЛТУНОВА.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |