ПРЕМЬЕРА

А ФРАНЦУЗАМ В ОДЕССЕ УЮТНО

Возможно, к этому приложили руку еще отцы-основатели города, но любят в Одессе французскую пьесу, всегда любили. А ЖАН АНУЙ с его психологизмом, с сюжетными виражами, с яркими персонажами - это лакомый кусочек для любого режиссера. Так каков же "Странный этот мсье Жак..." в постановке Г. Скарги на сцене Русского театра? И почему именно "Мсье Жак"? Как сказал Геннадий Скарга, его привлекла актуальная в наше время тема осознания своего прошлого, своего "я" в прошлой и настоящей жизни, участившиеся случаи суицида - физического и духовного. Все это есть у Ануя, писавшего на все времена. И поэтому, наверное, не важно о какой из двух мировых войн идет в пьесе речь, неважно, что нет меток времени ни в декорациях, ни в костюмах.
Серьезнее другое несоответствие: несоответствие энергетики актеров и энергетики спектакля. Нет в нем того темпа, который сковал бы в единую цепь бушующие вокруг потерявшего память героя страсти. Пока что весь спектакль напоминает тот отлично поставленный режиссером сон героя во II акте, где в тягучей круговерти персонажи время от времени бросают Гастону ключевые фразы.
Жака-Гастона - человека, потерявшего память, играет сам Скарга. Мне кажется, что эта роль - абсолютно его. Аскетичная фигура, монотонная, какая-то "роботная" обесцвеченность голоса человека, 20 лет оторванного от живой жизни, живущего мечтой о прекрасно м светленьком и светлом ребенке и юноше, которым когда-то был он сам, контрастирует с буквально истерическим протестом того, кто не желает ни расставаться со своими иллюзиями, ни потворствовать темным страстям окружающих, тянущих его из сумеречного настоящего в отнюдь не светлое прошлое и такое же будущее.
И пусть семью Рено не интересуют деньги Гастона, на которые как коршуны слетаются претенденты из других семейств, но и их притязания не бескорыстны. Поэтому Жака-Гастона в одинаковой мере отталкивает и страсть бывшей любовницы, и фанатичное желание матери доказать через 20 лет свою правоту сыну, отправленному когда-то на войну, на смерть без материнского благословения. И даже всепрощающая, какая-то бесхребетная любовь старшего брата вызывает лишь только жалость, тяготит его.
Несколько слов о других ролях. Бывшую любовницу - жену брата играет Юлия Скарга, играет темпераментно, страстно, беспощадно рисуя ставшую с годами циничной и вульгарной женщину, для которой Гастон не столько первая любовь, сколько орудие мести нелюбимому мужу.
Мать Гастона - заслуженная артистка Украины Тамара Мороз - респектабельная убитая горем дама. Но как точно Мороз находит краски, чтобы превратиться вдруг в отвратительную фурию, готовую забыть и простить сыну все грехи молодости кроме одного - желания жениться на швее.
И еще об одной небольшой, но очень важной и симпатичной роли. Маленький одинокий мальчик (как ни забавно - дядя взрослого Гастона), тоже претендующий на родство с потерявшим память человеком и честно и наивно объясняющий, в чем его "шкурный интерес". Мальчик, которого уставший от притязаний прочих Гастон сам выбирает в свои родственники (подтасовывая факты). Мальчик, с жизни и чистоты которого Гастон снова начинает собственную жизнь.
Этого мальчика очаровательно играет Саша Ломовицкий.
Итак, слагаемые спектакля практически все отмечены знаком плюс (особенно изящные и точные, как всегда у Г. Скарги, мизансцены). А это вселяет надежду, что со временем и итог окажется положительным.

Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете