Part 1. "И в этом как бы прикол..."
Такой истории могли бы позавидовать многие музыканты, хотя далеко не все в
почти пятнадцатилетней биографии "Нау" складывалось гладко и удачно.
Быстрый взлет, когда о неизвестной свердловской группе заговорили абсолютно
все, подобен феномену, как, впрочем, и их музыка, которая так отличалась от
привычных мерок "Rock in the USSR". Далее следовала обычная для подобных
случаев ситуация, когда уже не творчество формирует популярность, а
наоборот: изменение состава, когда в самый пик популярности группу покидает
один из ее основателей Дмитрий Умецкий, затем - роспуск группы в конце
1988 года, после этого - новая работа Бутусова с Умецким, которая в свою
очередь также вскоре канула в небытие. И наконец, "ленинградский" состав,
завершивший последний этап музыкального творчества "Наутилуса".
Интересно, что вопреки всем потрясениям "Наутилусу" и его бессменному
"князю тишины" Вячеславу Бутусову удавалось "выплывать" из любых ситуаций,
продолжая оставаться самим собой: неразговорчивым, но с охотой отвечающим
на вопросы, сдержанным, но легко заводящим зал своим чинным спокойствием.
Этим и интересен.
Именно таким он и предстал как бы в последний раз перед одесскими зрителями
и журналистами на последнем концерте 28 мая сего года на сцене Зеленого
театра. Журналистам, впрочем, не удалось по достоинству запечатлеть этот
исторический момент для грядущих поколений, поскольку возможности
последний раз достать Вячеслава Геннадевича своими вопросами на
пресс-конференции не оказалось. Поэтому оставалось проделать данную
процедуру лишь в течение нескольких минут перед концертом. И конечно же,
первый вопрос не мог не быть о том, почему...
- И все же, почему последний концерт? Что произошло?
- Ничего. Просто как бы "оттрубили" свое - и достаточно. Не надоедать же
иногда одним и тем же.
- После распада группы вы продолжите сольную работу?
- Я буду стараться.
- Будет ли отличаться музыка от того, что делали прежде?
- Это нужно смотреть. С точки зрения экспериментальной, конечно же, нужно
использовать любую возможность и менять стилистику. А вот насколько это
способен сделать каждый из нас - это уже вопрос будущего. Обстоятельства
сами подскажут - что и как нужно делать, все будет зависеть от конкретного
проекта.
- Вы записывали последний альбом, уже зная что группа распадается?
- Я к этой мысли пришел в процессе.
- Это как-то отразилось на самом альбоме?
- Ни в коем случае. То есть этот альбом - это мое субъективное мнение, со
всеми моими чертами характера, больше ничего.
- Расскажите о виртуальном проекте "Наутилуса" - странице в Интернете,
которую имеет группа.
- А что это за проект? Это обычная информация, которая подается в Интернет.
Я совершенно не разбираюсь в этом. Этим всем занимаются специальные люди, в
частности Илья Кормильцев - он относительно компетентен в этом деле.
- Просто пока еще не каждая группа этим обладает.
- Ну, видимо, все зависит от определенных возможностей. Я так считаю, что
мы оказались в Интеренете только благодаря пытливости Ильи и компании, с
которой он общается по компьютерным технологиям.
- Есть ли уже какие-то планы на этот год в отношении музыкальной работы?
- Заканчивается работа над совместным проектом с Юрой Каспаряном. Вполне
возможно, что будет еще один.
- В чем заключается этот проект?
- Это как бы заявка на экспериментальный проект. Он концептуальный.
Официально его обозначают как "саундтрек к несуществующему фильму" - в этом
как бы прикол. А объяснять, что там будет за музыка и какой материал
использован, - это бессмысленно.
- Что бы вы сказали "на прощание" своим зрителям в Одессе?
- Одесским зрителям я хочу сказать, что не надо отчаиваться. Жизнь на этом
не заканчивается - они живут в замечательном городе, в котором масса
возможностей. Дай нам всем Бог только добра и времени для того, чтобы
обрести жизнелюбие и радость. Это, собственно, все, что требуется любому
человеку.
- Почему прощальный тур начинается с Одессы?
- Это простое стечение обстоятельств. Как и все, что происходит в нашей
деятельности.
Part 2. Когда умолкли все песни...
Прощальный концерт в Одессе начался с опозданием в 1 час 08 мин. Последнее
выступление "Наутилус-Помпилиус" начал с нового альбома "Яблокитай",
который недавно был выпущен на фирме "Dana Music", тем самым подводя черту
под дискографией группы. Бутусов оказался не просто сдержанным, а
суперсдержанным: почти двухчасовая программа была отыграна на одном
дыхании, без единой эмоции и лишних чувств по поводу "расставания".
Несколько раз за весь концерт с его уст между песнями слетало традиционное
"спасибо" и только под финал он, наверное, все же разошелся, выдав: "Да
здравствуют теплые одесские ночи", тем самым удивив всех своей
разговорчивостью.
Зал, в свою очередь, начал заводиться где-то под звуки "Тутанхамона", а
концерт набрал обороты после того, как вслед за "Яблокитаем" последовали
старые и не очень старые хиты "Наутилуса". Непосредственно момент прощания
прошел по-английски. Концерт завершал давний хит "Гуд-бай, Америка", в конце
которого все пятеро музыкантов, не проронив ни слова, оставляли инструменты и
по очереди покидали сцену. На этот раз навсегда. Под финал, в терпком воздухе
вскрикнул последний всхлип саксофона и растворился в прощальных аплодисментах
и тишине теплых одесских ночей (которые, как оказалось, не такие уж и теплые).
Последний концерт прощального тура состоится 17 июня в Риге, после чего
историю "Наутилуса-Помпилиуса" будет бережно хранить INTERNET, а поклонники
станут встречаться с любимой группой лишь в виртуальной реальности.
Впрочем, Вячеслав Бутусов на этом не за канчивает свою музыкальную
деятельность, и зная его дружелюбное отношение к Одессе и одесским
зрителям, можно не сомневаться, что прощение преждевременно. Тем более, что
все, что происходит, - это лишь простое стечение обстоятельств, а самое
главное в на шей сегодняшней жизни - никогда ничего не воспринимать
серьезно.
Олег МЕЛЬНИЧУК.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |