МАТВЕЙ ОШЕРОВСКИЙ:


"ЭТОТ ТЕАТР ДЛЯ МЕНЯ - ЧУЖОЙ".


Председателем недавно прошедшего конкурса артистов оперетты, посвященного 50-летию Одесского театра музкомедии, был Матвей Абрамович Ошеровский, режиссер, с чьим именем связаны лучшие страницы истории этого театра. Шесть лет назад газета "Порто-франко" была первым из одесских изданий, кому М. Ошеровский рассказал откровенно и открыто о своей судьбе. Нынешний разговор с режиссером не мог не задеть тех же тем: Одесса, театр, его прошлое и настоящее.
- Я отдал Одессе лучшие свои годы и очень многим обязан этому городу. У меня ностальгия по Одессе, хотя я давно уже живу в Москве, хотя жизнь моя в Одессе была трудной, драматической, а может, даже трагедийной. Я вспоминаю эти счастливые годы, вспоминаю с любовью Александра Менделевича Баренбойма, коллег-режиссеров Владимира Бортко, ныне покойного, Володю Пахомова - ныне одного из ведущих режиссеров России, критиков А. Щербакова, Ю. Михайлика...
- Вы сидели в жюри, были на спектаклях театра, присутствовали на его юбилее... Что всколыхнулось в вашей душе?
- Здание, в котором сейчас работает Театр музкомедии, я видел только в проекте; оно хуже, чем проектировалось. Впрочем, я знал что в этом здании мне уже не работать; я рассчитывал, что, когда новое здание будет построено, туда перейдет основная труппа, а я останусь в старом помещении со своими учениками. (Надеюсь, что кто-то помнит "Трехгрошовую оперу" в исполнении моих студентов).
Этот театр для меня - чужой. Я не был на его спектаклях двадцать один год, даже когда приезжал в Одессу. Я сижу в этом зрительном зале и смотрю на сцену, даю вам честное слово, спокойно. Я не помню зла, хотя раны остались, пусть даже их и затянуло время. Когда я уехал из Одессы, у меня еще вполне хватало сил (хотя многие актеры кричали, будто я уже стар), но ни театра нового не стал создавать, ни другого театра не возглавил ( хотя предложения были). Потому что прекрасно понимал: такого театра, который бы л в Одессе, где мне удалось развить традиции, заложенные Изакином Абрамовичем Гриншпуном, в моей жизни уже не будет.
Нынешний Одесский театр музкомедии - театр другой направленности, другой эстетики, другой актерской ориентации, словом, это театр совсем иных художественных принципов, чем те, которые в свое время исповедовались мною. Я смотрю на него со стороны и потому могу быть объективным. Я с большим уважением отношусь к тому, что делается на этой сцене, но остаюсь внутренне холодным. По многим причинам, не надо об этом расспрашивать. В театре много талантливых людей, правда, в основном вокалистов. А профессии вокалиста и актера - разные ипостаси.
Я смотрю на великолепные декорации, прекрасные костюмы, на хор, работающий несмотря ни на что. Честно говоря, такого хора у нас не было. Впрочем, мы не имели ни такого балета, как сейчас, ни таких певцов.
Так что с большим уважением отношусь к э т о м у театру и искренне желаю ему процветания и успехов на том пути, который им выбран.
Но когда мы пришли с женой в театр на Греческой, в старое наше здание, вот там моя душа перевернулась. Я увидел снова эту маленькую сцену с ее минимальными возможностями, которые мы, тем не менее, использовали максимально. Я постоял у той колонны, у которой всегда смотрел спектакли (артисты, приходя на спектакль, первым делом спрашивали: "Ошар в театре?", потому что если я стоял у колонны, это был один спектакль, если меня не было - совершенно другой).
Может быть, я пристрастен, но считаю, что по количеству актерских дарований старая одесская музкомедия была уникальным театром. И я понимал, что нужен этим актерам, они этого не понимали. Когда я уходил из театра, то сказал на прощание актерам: "Мне вас ж аль: я ухожу, а вы остаетесь". Тут один молодой артист сожалел, что в театре давно нет главного режиссера. Это вызывает у меня уважение к нему, значит, он понимает, что судьбу артиста делает репертуар и те люди, которые ставят спектакли.
- Если бы вернуть назад лет 20-25, кого из участников нынешнего конкурса вы бы взяли в свой театр?
- Очень многих! Я безумно жалею, что сейчас не мое время. Ведь можно получить помещение под театр, а там бы отозвались ученики, разбросанные по разным коллективам (практически каждый курс, который я выпускал в ГИТИСе, представлял собою мини-театр), и это, уверяю вас, был бы Театр. Я старый человек, потому могу хвастаться, так вот, Борис Александрович Покровский, который для меня является высшим авторитетом в области музыкального театра, написал в статье, что учеников Ошеровского можно брать в театр без испытаний, поскольку они - профессионалы, которые могут играть все.
- Матвей Абрамович, а не возникало ли у вас ощущения во время конкурса, что на сцене, условно говоря, девятнадцатый век?
- Как вы правы! В 1924 году замечательный польский поэт Юлиан Тувим написал памфлет об оперетте, смысл которого сводился к тому, что более омерзительного зрелища просто не существует. Тувим издевался над сюжетами, в которых папа не узнает дочку только по тому, что она надела другие перчатки, над поэзией "кровь-любовь", над всеми этими штампами и пошлятиной. Я оперетту как таковую н е н а в и ж у. Я всю жизнь с нею боролся, во всех театрах, в которых работал. И мне это не раз ставили в вину. Так было и в одесском театре: как выступали против "Человека из Ламанчи"! что творилось, когда в спектакле "На рассвете" я поставил сцену расстрела?!
Да, на нынешнем конкурсе пробивались свежие ростки, но сколько же тут было махры и банальщины! Сколько раз я видел, что артист выходит на сцену и непонятно, к т о он, почему выступает перед нами, кого играет? Абстрактные образы, абстрактные характеры, зато все - громко и быстро. А ведь артист просто обязан смотреть и видеть, он должен общаться с партнерами, он должен сосуществовать не с микрофоном, а с тем действием, которое происходит на сцене.
Самое страшное, что из театра уходит профессионализм, всплывает дилетантство, а это, извините, халтура. Сейчас стали забывать, что артисты музкомедии должны не только иметь консерваторское образование и быть звукоиздавателями, они должны быть творцами, он и должны знать то, что является гордостью нашего театра - систему Станиславского.
Невозможно отменить того факта, что высшее достижение актерского искусства - перевоплощение. Это сейчас актеры позволяют себе выходить на сцену такими, как в жизни: не гримируются, не ищут характерности, даже одежду порою не меняют. А я вспоминаю, как Николай Хмелев играл в "Анне Карениной". Он приходил в театр за два часа до начала спектакля, снимал с себя всю одежду, на него надевали белье (такое, какое мог носить его герой), костюм, плащ, гримировали - это было священнодействие. Помню до сих пор, как играл он сцену встречи с Анной после того, как она принимала в своем доме Вронского. Хмелев подходил к кулисам, снимал с себя плащ, и как раз в это время уходил со сцены исполнитель роли Вронского. Они обменивались взглядами (действительно, ненавидящими) и когда Хмелев появлялся на сцене, то звук голоса, сами движения не оставляли сомнений в том, какие чувства испытывает Каренин.
Сейчас всей этой техникой превосходно владеют американцы, творчески освоившие систему Станиславского (кстати, книга Константина Сергеевича о работе актера впервые увидела свет именно в Америке). Вы посмотрите даже эти вонючие сериалы: как там работают артисты, как они смотрят друг на друга, как они объясняются в любви, как они соединяются! Я уже не говорю об актерах-звездах! А что у нас? Пижоны, которые занимаются "самовыражением"!

Беседу вел Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете