ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ: ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ


(Продолжение. Начало в N 22).

- Какие вы видите перспективы работы студии?
- На нашей территории уже несколько лет ведется строительство нового корпуса, которое сегодня практически полностью заморожено. Вместе с тем, поскольку Министерство культуры не способно продолжать капитальные вложения в это здание, с нашей стороны было разработано предложение перепроектировать его под размещение телерадиокомпании на 12 часов вещания. Мы считаем, что реализация этой идеи даст нам возможность снимать телерадиопрограммы на современном уровне, которые затем сможем продавать на телевидение и радио. Иными словами, это реальная возможность создания в Одессе большого телерадио-видео-киноцентра. Мы получили согласие Министерства культуры, уже заключен контракт с фирмой "Инвесткино" на перепроектирование здания. Мы видим в этом проекте тот зеленый росток, на который в дальнейшем можно опираться.
- В последнее время часто обсуждался вопрос акционирования Одесской киностудии. Наметились ли конкретные результаты?
- К любому делу следует подходить с трех позиций: целесообразность, законность и экономическая выгода. Если сегодня рассматривать акционирование одесской студии с точки зрения целесообразности, то возникает много спорных моментов. Финансирование кинопроизводства - это очень дорогостоящий процесс. По самым скромным подсчетам для съемок одного полнометражного фильма требуется 1 миллион гривен. Понятно, что государство сегодня не может себе позволить "загрузить" студию на прежние мощности - 15 фильмов в г од. Вместе с этим государство все же вкладывает в нас деньги потому, что мы являемся государственным предприятием. То есть, говоря иначе, государство обязано нас каким-то образом поддерживать. Если мы завтра акционируемся, то тот объем бюджета, который выделяется на кинопроизводство, естественно, будет направлен на государственную студию - студию Довженко. А мы как приватизированное предприятие должны будем сами добывать для себя хлеб. Вместе с этим нужно признать, что на Одесской киностудии очень старая база, поэтому в его стоимости как объекта приватизации необходимо учесть и объем инвестиций, которые нужно вложить, чтобы вывести ее на нужный уровень, - а это достаточно большая сумма. Но вместе с этим есть вещи, которые все-таки говорят за целесообразность акционирования. Есть достаточно партнеров, которых останавливает сотрудничество с государственным предприятием, а имея в своем партнере приватизированную студию, они более охотно идут на контакт. Что касается моментов законности, то здесь также достаточно вопросов. С одной стороны, существует концепция развития отечественной кинематографии, в которой оговорено отдельной строкой, что Одесская киностудия будет акционироваться. С другой стороны, по существующему законодательству, предприятия, относящиеся к области культуры, приватизации не подлежат. То есть для того, чтобы преодолеть эти правовые противоречия, необходимо решение на правительственном уровне, что требует определенной работы как со стороны правительства, так и с нашей стороны. Однако если это вопросы решаемые, то экономическую выгоду просчитать достаточно затруднительно. Мировая практика показывает, что из десяти фильмов только два приносят прибыль, то есть в целом кинопроизводство убыточно. Тем более в наших условиях, когда нет соответствующего кругооборота между кинопроизводством и прокатом, а система теле- и видеопроката еще не настолько налажена, чтобы финансировать кино. В любом случае сказать, что акционирование Одесской киностудии - вопрос преждевременный, мне не хочется; возможно, просто необходимо его еще глубже изучить и привязать к сегодняшней ситуации. Однако с другой стороны, сказать однозначно, что акционирование выведет коллектив студии из цейнота и всех нас завтра накормит, - также пока никто не рискнет.
- Какой итог вы бы подвели под этим интервью?
- Сегодняшнее положение на киностудии очень тяжелое, нет достаточного объема работы, по хозяйственным расходам мы еле сводим концы с концами. Во многом нас душит пеня по налогам, поскольку в нынешней ситуации не всегда получается оплачивать налоги своевременно. Украинский Закон о кино при его первом рассмотрении в правительстве лишился той прелести, которая в нем была, и уже нас не может устроить. Как резюме хотелось бы отметить, что скажем, табуретку можно купить за границей, а вот украинское кино за рубежом не купишь. И если мы хотим иметь кинопроизводство как часть национальной культуры то его нужно делать здесь. К чему и создавать соответствующие условия.


Алексей ЧУКОВ.



К оглавлению номера Подшивка О газете