Умение прислушиваться к мнению друг друга - одно из тех качеств, которого
нам сегодня во многом не хватает. Особенно в области предпринимательства, в
нашей стране только ступившего на путь цивилизованного развития. Сегодня в
сфере бизнеса четко наметились два полюса: с одной стороны, уже
состоявшиеся предприниматели и работники негосударственных фирм,
волей-неволей выступившие в роли "первопроходцев" украинского частного
предпринимательства. А с другой стороны, - сегодняшние молодые специалисты,
те, кто через несколько лет только придет в уже готовую структуру частного
сектора со своими убеждениями и мировоззрением. Различия в поколениях
слишком велики, поэтому сегодня можно строить прогнозы, что успех будет
гарантирован только тем компаниям, которые сумеют привлечь новое поколение
специалистов в условиях формирующейся конкуренции.
Какие факторы могут способствовать установлению моста между разными
поколениями частного предпринимательства? Ответ на этот вопрос попыталось
дать социологическое исследование "Мост", проведенное Ассоциацией
AIESEC-Одесса во время недавно проведенного проекта "День карьеры".
Студентам было предложено ответить на ряд вопросов анкеты для составления
картины "идеальной" (с их точки зрения) компании. А работникам компаний - в
свою очередь описать портрет перспективного специалиста.
В опросе приняли участие 50 студентов и молодых специалистов в возрасте от
20 до 25 лет, в основном представляющие экономические специальности. Другую
сторону социологического "Моста" составили ответы 10 работников одесских
фирм. Подсчет результатов велся по количеству набранных баллов. Максимально
возможный показатель в каждой категории - 100 баллов.
Каким критериям должна соответствовать фирма, в которой хотели бы работать
сегодняшние молодые специалисты? Для получения полной картины студентам
было предложено несколько подвопросов.
1. Ответы на вопрос "Величина компании, в которой вы хотели бы работать"
распределились следующим образом:
- не имеет значения 48 баллов;
- средняя 32 балла;
- крупная 12 баллов;
- малая 8 баллов.
Как видно по результатам, вопрос, в какой именно по величине фирме
работать, для сегодняшних специалистов не имеет большого значения, зато в
вопросе "Форма собственности" результаты показательные:
- частная 30 баллов;
- филиал иностранной фирмы 28 баллов;
- не имеет значения 26 баллов;
- коллективная (акционерная) 20 баллов;
- государственная 4 балла.
Что именно привлекает сегодняшнего молодого специалиста в работе в
компании? Ответ на этот вопрос предполагал дать пункт "Какое значение имеют
ниже перечисленные факторы для вас как для будущего специалиста?" Десятка
наиболее важных факторов выглядит так:
- благоприятная атмосфера в коллективе 87 баллов;
- повышение квалификации 81 балл;
- возможность роста по службе 77 баллов;
- работа в кругу квалифицированных специалистов 77 баллов;
- ответственность за выполняемую работу 71 балл;
- высокий уровень требований к работникам 71 балл;
- техническое оснащение рабочего места 67 баллов;
- творческое окружение 66 баллов;
- зависимость зарплаты от прибыли предприятия 66 баллов;
- равные шансы в продвижении по службе для каждого работника 66 баллов.
Как ни странно, наименьшее количество баллов получили факторы, связанные с
материальными преимуществами: поездки за границу - 45, поездки по стране -
38, личный телефон - 33, служебный автомобиль - 23, отдельный рабочий
кабинет - 19 баллов. Объяснение этому выглядит просто, если учесть, что
основными участниками опроса стали студенты экономических специальностей,
очевидно, планирующие свою карьеру значительно дальше сиюминутных
перспектив.
3. Отдельный вопрос анкеты был посвящен социальной стороне работы в
"идеальной" фирме. "Какое значение имеют для вас как для будущего
специалиста следующие социальные факторы?"
- социальная забота о детях работников фирмы 68 баллов;
- обеспечение жильем 65 баллов;
- материальные поощрения 64 балла;
- доступ к спортивным объектам и культурным мероприятиям 57 баллов;
- медицинская помощь и страхование жизни 50 баллов.
Самое меньшее количество баллов - всего 24 из 100 возможных получил
пункт... подарки к праздникам.
Олег МЕЛЬНИЧУК,
по данным исследования
"МОСТ", AIESEC-Одесса.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |