ЦЕРКОВЬ ЦЕРКОВЬЮ,
А ТАБАЧОК - ВРОЗЬ


"Секретный" скандал в Московской Патриархии



Осенью 96-го общественность с изумлением узнала, что Русская Православная Церковь является крупнейшим поставщиком в Россию сигарет, проходивших, впрочем, под кодовым названием "гуманитарная помощь". Понятно, что "помощь" эта (объемом в 50000 тонн табака), ввозимая церковью по своим каналам, была освобождена от уплаты таможенных сборов. Что приносило борцам за бессмертную человеческую душу весьма неплохие прибыли...
Журналистское расследование "табачного бизнеса" Московского Патриархата сопровождалось самыми противоречивыми заявлениями церковников. Так, в октябре прошлого года Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) сделал заявление, согласно которому "Отдел никогда не участвовал в коммерческих операциях с алкогольными и табачными изделиями, иными подакцизными товарами и не заключал каких-либо связанных с этим коммерческих контрактов". (В таких случаях Козьма Прутков говорил: "Если на клетке со львом увидишь надпись "Бык" - не верь глазам своим")...

В "табачное" дело вмешался сам Патриарх Алексий II, который обратился к Черномырдину с просьбой остановить таможенную очистку табачных изделий, ввозимых по документам Московской Патриархии. Казалось, окончательно точку в этой истории поставил прошедший в январе 1997 года Священный Синод, на котором было принято решение отлучить главу ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) от работы с гуманитарной помощью и передать ее распределение специальной комиссии под управлением архиеписк опа Калужского и Боровского Климента (Капалина).
Однако не тут-то было. Прошло совсем немного времени, и выплыли документы, свидетельствующие: ОВЦС не только не выполнил требование Алексия II прекратить поставки в Россию сигарет, а начал стремительно наращивать их обороты.
Так, только в один день - 16 января 1997 года - в адрес начальника Государственного таможенного комитета поступило аж четыре письма за подписью заместителя председателя штаба гуманитарной помощи при ОВЦС протоиерея В. Вериги, в каждом из которых идет ре чь о большой партии табачных изделий. В общей сложности Верига задекларировал 261 млн 404 тыс. пачек сигарет на общую сумму 42 млн 870 тыс. экю, или 55 млн 700 тыс. долларов США.
Судя по тем же документам, особую слабость ОВЦС питает к сигаретам "Винстон" и "Кэмел"...
Вернемся немного назад. Тогда, осенью прошлого года, когда от митрополита Кирилла потребовали предъявить финансовый отчет за т. н. "гуманитарную помощь", он отказался, заявив, что пока не готов это сделать. Однако, по самым скромным подсчетам, за неполный год Отдел внешних церковных сношений получил от своего бизнеса прибыль в 25-28 миллионов долларов.
Неплохие заработки, ради которых не грех на время и Бога забыть...
В распоряжении редакции оказалось письмо, написанное прихожанами Свято-Николаевского собора в Сан-Франциско. Документ этот датирован девяностым годом, так что пусть вас не удивляет адресация этого послания...

"Священный Синод Русской Православной Церкви
Прокуратура СССР
Комитет Госбезопасности СССР



К Вам обращаются прихожане Свято-Николаевского собора из Сан-Франциско.
Около 6 лет назад из Москвы к нам был прислан священник Владимир Верига. Но уже первые богослужения заронили сомнения в духовной и церковной компетентности отца Владимира. Поведение протоиерея Владимира таково, что нет оснований верить в наличие у него ду ховного сана и просто в присутствие необходимых человеку добрых качеств.
Приход наш небогат, и все-таки у нас могло быть больше средств и на ремонт храма, и на благотворительную помощь, и на проведение церковных праздников, если бы не финансовые дела о. Владимира.
До сих пор приходу неизвестно, куда исчезли две старинные и очень дорогие иконы, переданные владыкой Марком через адвоката нашему Свято-Николаевскому собору.
Не ясно, куда расходуются средства от аренды дома в Беркли (раньше там была наша церковь и приход, но прихожане состарились, поумирали - церковь перестроили в жилой дом). В церковную кассу деньги не поступают, вполне возможно, что они идут о. Владимиру и его личному другу и однокашнику (так утверждает о. Владимир) архиепископу Клименту в Нью-Йорке.
Не так давно в дар церкви были переданы картины русских художников-пейзажистов, о. Владимир продает эти картины, но опять-таки мимо церковной кассы.
Торговлю о. Владимир ведет практически всем: матрешками, иконами, церковной утварью, свечами, пельменями, квасом - добро бы вырученные средства шли на благо церкви - увы!
Пельменная машина, которую с огромным трудом удалось приобрести и доставить в Сан-Франциско, не дает дохода церкви, но дает о. Владимиру.
По всем церковным правилам необходимо давать расписки в получении пожертвований на церковь. Чеки о. Владимир подписывает сам, без всякого контроля распоряжается деньгами, получаемыми от прихожан. Банковский счет о. Владимира во много раз превышает счет це ркви. В первый же год о. Владимир увлекся просмотром телепрограмм на сексуальную и порнографическую тематику. Средства на оплату телевизионного канала брались из церковной кассы. Из этой же кассы идут деньги на оплату квартиры о. Владимира, платят за элек троэнергию, газ, воду, уборку мусора, выплаты матушке Светлане.
Наверное, в это нельзя поверить, но если исповедоваться о. Владимиру, то содержание исповеди будет известно людям, которые и верующими не являются, к примеру, сотрудникам консулата. С консульством о. Владимир поддерживает отношения в духе лучших традиций застоя - от совместных обильных возлияний до сауны с руководством. Для него не составляет труда все устроить с вызовом родственников-эмигрантов из СССР, получить визу, ибо в консулате, по его словам, у него все схвачено.
Церковью был получен персональный компьютер для передачи Московской Патриархии через о. Владимира. Приход до сих пор не получил подтверждения, что компьютер дошел до адресата.
Вероятно, не все деньги остаются о. Владимиру. Он говорить что ему надлежит поддерживать тесные связи с руководством и делать много дорогих подарков, дабы оставаться настоятелем Свято-Николаевского собора.
Неоднократно ставился вопрос о финансовом отчете о. Владимира. Но он оказался настолько болезненным для священника, что он в гневе на двух последних собраниях оскорбил церковный комитет, собрал людей, далеких от церкви и веры, и сформировал угодное ему ру ководство приходом.(...) С искренним уважением..."
Стоит ли говорить, что настоятель Свято-Николаевского собора в Сан-Франциско отец Владимир и заместитель председателя штаба гуманитарной помощи при ОВЦС протоиерей Владимир Верига - одно и то же лицо.


Сергей БЫЧКОВ,
Юрий РЯЖСКИЙ
("В новом свете").


(Продолжение следует).



К оглавлению номера Подшивка О газете