6 июня - день рождения А. С. Пушкина


ЛИЦЕЙ


Когда ныне слышишь слово "лицей" применительно к недавней школе или бывшему ПТУ, то ощущаешь, мягко говоря, чувство досады касательно лиц, вольно оперирующих высокими именами. Заметим, что Ришельевский лицей при М. С. Воронцове имел статус, приближенный к университетам, а в 1862 году стал таковым. Наши доморощенные "лицеи" далеки и от возникшего более двух тысяч лет лицея, основанного великим Аристотелем в Афинах вблизи храма Аполлона Ликейского (Ликос - по-древнегречески "волк", что указывает на древнее происхождение его культа).
Но все-таки при слове "лицей" в памяти прежде всего возникает образ Пушкина, великого поэта земли русской, отроческие годы которого прошли в Царскосельском лицее, подарившем России немало выдающихся деятелей. Мне посчастливилось побывать в лицее дважды в разные годы...


Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и характер многих реформ и начинаний "дней Александровых прекрасного начала": блестящие обещания, широкие замыслы при полной непродуманности общих задач, целей и планов. Размещению и внешнему распорядку нового учебного заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов обсуждались самим императором. Однако план преподавания был не продуман, состав профессоров случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии. А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно определено и будущее лицеистов. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также младшие братья Александра I - Николай и Михаил. Мысль эта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей. Подрастающие Николай и Михаил Павловичи свыклись с верой в безграничность и божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что искусство управления состоит в "фельдфебельской науке"...
Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие императрицы Марии Федоровны. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 году на престол чудовищно неподготовленным...
Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как бы придворным учебным заведением. Однако, видимо, не без воздействия Сперанского, ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и влияние на императора, первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей ж жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению языков: "российского, латинского, французского, немецкого", математики (в объеме гимназии), словесности и риторики, истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. На старших курсах занятия велись без строгой программы - утвержденный устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам. В лицейских занятиях была бесспорная положительная сторона: это был тот "лицейский дух", который на всю жизнь запомнился лицеистам первого - "пушкинского" - выпуска и который очень скоро сделался темой многочисленных доносов. Именно этот "дух" позже старатель но выбивал из Лицея Николая I.


Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.



К оглавлению номера Подшивка О газете