СИНЕЕ СОЛНЦЕ ОДЕССЫ


31 мая исполняется 105 лет со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского.
"Синее и высокое солнце Одессы, полное спектрального блеска, висело здесь густым и ржавым шаром", - пишет К. Паустовский в "Блистающих облаках". Эту "лучезарность" писатель пронес через все свое творчество, но еще тут впервые в его произведениях появилась ь Черноморская улица, где "поселился" капитан Кузнецов...
Неприметная, в общем, улочка, не значащаяся с окружающими ее Батарейным, Обсерваторным и Стурдзовским переулками на туристской карте города, но как раз сюда нет-нет да и забредут экскурсанты. Здесь, по определению Эммануила Казакевича, "Одесса не бабелевская, а паустовская".


"Найти жилье в Одессе было очень трудно, но нам повезло. На Ланжероне, на маленькой и пустынной Черноморской улице, тянувшейся по обрыву над морем, был частный санаторий для нервнобольных доктора Ландесмана. Неустойчивая и пестрая жизнь тех лет вызвала бурный рост нервных болезней, но ни у кого не было денег, чтобы лечиться, особенно в таком дорогом санатории, как у Ландесмана. Поэтому санаторий был закрыт... Ландесман - весьма величественный и учтивый человек - отвел нам две небольшие белые палаты с условием, что мы будет охранять санаторий..." ("В начале неведомого века"), (в детстве я часто бывал в доме Ландесманов, помню его сына - известного в прошлом велофигуриста; он много лет преподавал в Станкостроительном техникуме на Базарной, что на пути к Черноморской - Ф. К.).
"Буйная зелень Черноморской улицы шумела и качалась, гоняя по земле тысячи маленьких солнц..." ("Блистающие облака").
"С Черноморской улицы открывалось море - великолепное во всякую погоду. Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь в море обкатанный штормами старый мол. Слева крутые рыжие берега, поросшие лебедой и пыльной марью, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам... Черноморская улица была морским форпостом Одессы. Мимо нее проходили все пароходы, идущие в порт и уходившие из него. Шум ее садов говорил о разной силе ветра. Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта" ("Время больших ожиданий").
"Я невольно подцвечивал и подсвечивал жизнь, - говорится в этом же произведении. - Мне это нравилось. Она от этого наполнялась в моих глазах добавочной прелестью... Вот это желание рассматривать жизнь сквозь увеличительное стекло сильно захватило меня в Одессе...". "Тогда в Одессе мной завладела мысль о том, чтобы провести всю жизнь в странствиях, чтобы сколько бы мне ни было отпущено жизни - много или мало, - но прожить ее с ощущением постоянной новизны, чтобы написать об этом много книг со всей силой, на какую я способен..." Последняя фраза из "Начала неведомого века" - "Время больших ожиданий", ее хронологическое продолжение.
Книг он написал много. В них светлый налет грусти и стремление к правде и простоте, интерес к истории и вопросам бережного отношения к природе, зоркие наблюдения и глубокий философский подтекст, удивительный лиризм в произведениях о реальности и сказках... Природа в творчестве Паустовского - это высокопоэтичный мир, в нем отражается человек только лучшими сторонами своей души. Природа совершенно необходима человеку для полного счастья, через нее он приобщается к гармонии, в ней содержится большой смысл и истинная мудрость.
Природа, которую он так любил и жизнеописал, отмерила ему 74 года жизни. Замечательный художник слова умер 14 июля 1968 года. Похоронен Константин Георгиевич Паустовский в центре воспетой и столь любимой им Мещерской стороны. Здесь, в городе Тарусе, он на склоне лет написал свои основные произведения об Одессе - "В начале неведомого века" и "Время больших ожиданий". Вторую повесть он закончил словами: "И даже во сне буду ждать, как всегда ждал наяву, счастливых неожиданностей и перемен". Нам бы тоже хоте лось, чтобы они наступили!

Петр ФЕЛЕКСОВ.


К оглавлению номера Подшивка О газете