423 года назад в нашей стране была напечатана первая книга. Начало этому
положил замечательный человек - "друкарь" Иван Федоров. Казалось бы, четыре
века - достаточный срок, чтобы изучить все детали жизни и деятельности
"друкаря книг, пред тем невиданны х". Ведь о нем написано немало трудов,
исследований, прослежены до мельчайших подробностей отдельные этапы его
пути. И все-таки в биографии знаменитого первопечатника есть свое белое
пятно. Никто из ученых не может сказать, из какой семьи происходил Иван
Федоров, где он родился.
Тайна происхождения "друкаря" оставалась совершенно неразгаданной (исключая
различные предположения), пока за дело не взялись ученые, занимающиеся
геральдикой. Они верно подыскали ключ к разгадке - герб, который ставил
Федоров на изданиях львовского и ос трожского периодов своей деятельности.
Впервые Иван Федоров поместил свой герб на "Апостоле", изданном во Львове в
1574 году. На этой книге герб первопечатника включен вместе с гербом Львова
в композиционный рисунок сложной ветви.
Этот герб выглядит так: на гербовом поле размещен "загадочный" знак в виде
латинской буквы "S", повернутой в обратную сторону. Верх буквы венчает
наконечник стрелы. Вокруг расположились буквы "J-W-A-H". Этот же гербовый
щиток появляется на острожских изда ниях "Нового завета" (1580) и "Библии"
(1580-1581). Отличие его от первого состояло в буквах. По обеим сторонам
знака были две буквы: с одной стороны - буква "J", с другой - "О",
разделенная горизонтальной волнистой черточкой пополам; сам щиток держит
рука.
Исследователи, безусловно, видели эти знаки и давали им свое толкование.
Одни находили их родство с гербом Альда Мануция, знаменитого итальянского
типографа, другие сводили все к заимствованию Иваном Федоровым польского
герба с распространенным изображени ем извива реки. А наконечник стрелы они
принимали за типографский угольник.
Секция библиофилов и экслибрисистов Ленинградского общества коллекционеров
на юбилейном заседании в память Ивана Федорова 16 декабря 1933 года
высказала такую догадку: "Изображение в типографском гербе Федорова "реки"
иллюстрирует собою известное древнее изречение "Книги суть реки", а
помещенная над рекой исходящая из нее стрела указывает на функциональную их
роль - распространение просвещения".
Однако более точным будет признание герба типичным родовым гербом XVI века,
а не типографским знаком. Исчерпывающее объяснение по этому поводу дал
известный ученый-геральдист В. К. Лукомский, считая, что герб Ивана Федорова
является известным в Литве герб ом белорусского рода Рагоза.
Герб рода Рагоза претерпевал различные изменения, связанные со стилем эпохи,
но изогнутая полоса и наконечник стрелы на нем оставались постоянно.
Первые сведения о белорусском роде Рагоза относятся к XV веку. Расселялся
он, предположительно, по верховьям Днепра, владел землями в Великом
княжестве Литовском, в Мстиславском и Минском воеводствах. Мстиславские
земли граничили с Москвой, и потому посте пенно род расселился на Руси;
вначале в Калужском уезде, затем в Тверских и Курских землях.
Члены рода состояли на службе у великих князей московских. Поэтому вполне
вероятно, что они стали именоваться на русский лад - Рагозиными. Причем род
этот был довольно обширный: состоял и на царской, и на патриаршей службе.
Конечно, он пользовался извест ностью и во второй половине XVI века, когда в
Москве пребывал сам Иван Федоров.
Ученые предполагают, что о существовании своего родового герба Федоров мог
узнать, только находясь в Литве. Вот когда, следуя широко распространенному
обычаю, он употребил свой герб как типографскую эмблему.
Единственное, что свидетельствует против этой гипотезы, - это то, что сам
Иван Федоров никогда не упоминал о своем родстве, да и Рагозины тоже нигде
ни разу не упоминают своего сородича.
Возможен и другой вариант. До конституции 1601 года в Польше и Литве
существовала адаптация, т. е. право представителей господствующего класса
приписывать к своему гербу близких или "годных" им людей. Иван Федоров мог
оказаться одним из таких "угодных" и потому принять чужой родовой герб.
В пользу этого варианта тоже нет конкретных доказательств. Поэтому следует
пока остановиться на двух более или менее достоверных предположениях: то ли
Иван Федоров происходил из рода Рагозиных, то ли он имел основания
использовать чужой герб. Лишь новые д анные смогут подтвердить окончательно
ту или иную гипотезу. Пока же ясно одно: немалое значение этого герба в
жизни Ивана Федорова. Изображение его имеется и на могильной плите
первопечатника.
На этой плите гербовый знак занимал треть ее площади, был хорошо различим
даже через много лет после ее изготовления. Спустя 300 лет со дня смерти
первопечатника стали появляться разноречивые слухи о плите. Одни
свидетельствовали, что плита уничтожена во время ремонта Онуфриевской церкви
во Львове, другие - что плита существует, но замурована. Исследователям
остались только зарисовки, фотографии и слепки единственного посмертного
памятника "друкарю книг, пред тем невиданных".
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |