И ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ


В Одессе жизнь бьет ключом. Несмотря на все нарекания и жалобы, что-то все время происходит, город меняет свой внешний облик, кое-где можно найти работу, кое-как можно немного заработать, разграбленные капиталы государства требуют оборота, а изредка - и рабочих рук. Одежда благодаря "седьмому километру" стала практически доступной, качество порой можно сравнить с советским. За газ и за свет мало кто платит, считая для себя такие деньги просто немыслимыми. Хотелось бы, правда, продуктов подешевле, но продукты, к сожалению, в Одессе не произрастают, растут только на них цены. Слухи из более глубокой провинции одесситов, как правило, не интересуют.
А между тем село и райцентр неподалеку потихоньку загибаются. Нет, в буквальном смысле деревня выживала даже во времена батьки Махно, более того - пулемет под скирдой и тачанку в хозяйстве содержали как раз ребята-кровь с молоком из таврийской деревни, не в пример бледному и истощенному горожанину. А изобилие продуктов на праздники служит и сегодня наградой да тяжелый крестьянский труд. После большого города в селе ошеломляет другое - полный развал хозяйственных структур. Для городка с пятью-шестью небольшими заводами и десятком предприятий остановка даже половины из них означает катастрофу. Работу после увольнения даже молодым найти практические невозможно (разве что в милиции, структуры которой сегодня значительно расширены). После создания МТС останавливаются ремонтные предприятия, из-за значительного снижения поставок сырья останавливаются перерабатывающие заводы пищевой промышленности. Заработная плата в райцентрах в среднем в два-три раза ниже, чем, к примеру, в Одессе. Выбора не остается: большинство населения вынуждено окончательно перейти к образу жизни своих прадедов, выращивая овощи и картошку, вскармливая свиней, собирая грибы и ягоды и зачастую расплачиваясь продуктами из своего подворья за одежду и промышленные товары. Опять местечки стали славиться своим салом или медом, или кожемяками, об успевших разбогатеть на торговле людях там говорят с уважением: "У него есть микроавтобус" - так же как раньше говорили о паре лошадей. Старые подвалы в домах, как и при прадедах, ломятся от запасов картошки, сала, консервов - "на черный день". По праздникам крестьяне отдают предпочтение самогону, так как не всегда есть деньги на "казенку", да и к водке за семьдесят лет советской власти украинские крестьяне так и не привыкли, несмотря на жестокое преследование самогоноварения.
В общем, украинское село, как писал Бабель, так и осталось свирепым и мятежным, правда, за прошедшие годы из него выпили много крови (надо сказать, что с интересами села никто не считается и сегодня), пыла немного поубавилось, зато прибавилось хитрости и терпения - способности улыбаться в глаза, держа "фак'ю" в кармане. Горожан, как ни прискорбно, в селе всех до одного считают бездельниками и прихлебателями крестьянского труда, городу не верят, власть же считают чем-то, не имеющем к себе никакого отношения, напоминающем о своем существовании разве что немыслимыми поборами. Похоже, что крестьянин и житель небольшого городка Украины от государства сегодня фактически самоустранился.
Кстати, перед самой Пасхой в нескольких украинских городах были подожжены церкви, и факт сей там был оценен как действия той же черной силы разрухи, которая, по мнению крестьян, "пану╓ на Укра╖нi".



Подготовил Ян ЛИВСКИЙ.

На рисунке Николая ИЛЬЧУКА: "Щелкайте жареные семечки - наш национальный продукт питания..."


К оглавлению номера Подшивка О газете