АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ


The FILES X


Одесский центр современного искусства Сороса начал свое существование с выставки "Новый файл" - совместного проекта ряда одесских художников, уже известных по прежним выставкам современного искусства в Одессе и за ее пределами. Отличительной чертой этого проекта стало то, что с него начинается как бы новый этап в существовании современного искусства в городе. Статус и главное материальная база Центра Сороса автоматически выводят новое одесское искусство на новый уровень, оставляя позади прежние времена энтузиазма и борьбы за право быть если не признанным, то хотя бы понятым. Презентация "Нового файла", прошедшая в последний день фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки", удачно воссоздала новый имидж современного искусства. Полуразрушенные залы, подвальные помещения или же бедные музейные стены, в которых до этого проводились выставки Ассоциации "Новое искусство", сменил современный пластиковый интерьер в концертно-выставочном комплексе морвокзала.
Кураторским условием, объединившим разных художников и разные работы в одной выставке, стала актуальная для сегодняшнего времени тема: использование новых технологий в современном визуальном искусстве. В рамках экспозиции "Новый файл" (куратор проекта - Елена Михайловская) эту тему можно было условно разделить на четыре основные части (файлы).


File 1. Двухмерное пространство


Как правило, большинство зрителей, приходящих на любую выставку, приучены к восприятию плоскостных работ - картин. Однако попадая на выставку современного искусства, следует знать, что картины в традиционном понимании этого слова здесь как раз уже редко увидишь. Искусство XX века давно уже освоило объемные жанры, а также их "заменитель" - виртуальную реальность.
Компьютерная графика, быстро взлетевшая на гребень моды, сегодня позволяет как бы заново пересмотреть всю историю живописи и внести в нее свои коррективы. На выставке "Новый файл" этот жанр был представлен работами трех художников. Серия бывшего одесского, а теперь московского художника Руслана Рубанского представила ряд агрессивных коллажей с набором цитат из работ художников разных времен, преобразованных в acid-эстетику - модный почерк последнего десятилетия XX века.
Стилизацию под авторский стиль Макса Эрнста содержала компьютерная графика одесского художника Александра Ройтбурда, в которой почерк известного сюрреалиста начала века воссоздавался заново при помощи компьютера с характерной иронией, присущей современном у художнику. Другой подход к этому жанру, уже с позиций rave-культуры, представлял фотокомикс "Последнее метро" Филиппа Перловского - на культовую в клубной культуре тему мутаций. На большом фотополотне была запечатлена своеобразная сцена для антиутопии: вагонное купе с японцем в марлевой повязке (надежная защита от вирусных заболеваний) и его соседкой, мутировавшей в монстра под воздействием вируса будущего.


File 2. Трехмерное пространство


Переход от плоскостных работ к объемным породил в искусстве целый ряд новых жанров: объект, инсталляция, видеоинсталляция. На выставке среди представляющих эту часть была инсталляция Дмитрия Дульфана - техновариация на тему тибетских мотивов, в которой буддистские знаки воссоздавались при помощи разноцветных неоновых ламп. Другая инсталляция - "Windows" Игоря Ходзинского представляла собой конструкцию со светящимся яблоком, окруженную стеклянными перегородками в форме окон, на каждой из которых располагались небольшие расторные пластины. Глядя на работу сквозь такие windows, светящееся apple то переливалось спектральными наложениями, то скрывалось за туманной сеткой.
Если предыдущие работы воспринимались просто как "картины в объеме", то видеоинсталляция Глеба Катчука "Фантомные боли" оживляла законы жанра за счет парадоксов, балансируя между иронией и мистикой. На поверхность наполненной молоком миски проецировалось видеоизображение, хранящее "генетическую память о внутриутробной жизни", - человеческий зародыш, скорченный в неестественной позе, которому автор работы еще и "предоставил" изображение своего лица, бормочущего неслышимые слова.


File 3. Виртуальная реальность


Наиболее же зрелищные работы выставки принадлежали к области виртуальной культуры - динамично развивающемуся направлению современного искусства.
Видеоинсталляция Игоря Гусева "Приложи руку", отсылающая к теме жестокости, использовала принцип интерактивного искусства, требующего соучастия зрителя. Прикладывая ладонь к специальной плате, зритель давал сигнал на включение монитора, и на экране возникали документальные кадры: объятый огнем человек, двое военных, волочащие мертвое тело, сцены террора. Высвечиваемое на этом фоне изображение ладони символизировало сопричастность каждого к насилию, свидетелем и соучастником которого он ежедневно становится, спокойно наблюдая за ним с телеэкрана.
Хеппенинг Глеба Катчука, проведенный полгода назад на недостроенном высотном доме, стал материалом для видеоролика "Там, внутри" этого же автора. На экране монитора, разделенного на четыре ячейки символическим распятием, возникла видеозапись хеппенинга, сопровожденная кадрами из компьютерных игр, спецэффектами с замурованным в бетонный крест автором работы и шаманско-индустриальными комментариями, все вместе создавая цельную картину захватывающего урбанистического реквиема.


File 4. Новая "новая реальность"


Логическим завершением этого описания выставки можно считать видеоинсталляцию Мирослава Кульчицкого и Вадима Чекорского - эксперимент с новыми формами в искусстве, выходящими за рамки "реального" или "виртуального".
Подходя к работе с названием "Кто это станет читать?" зритель видел на стене лишь видеопроекцию движущихся финальных титров кинофильма. Желающий увидеть "произведение искусства" поставлен перед фактом, что он опоздал и все уже закончилось. И лишь доносящиеся из видеопроектора обрывки фраз из фильма тут же наталкивали на определенные ассоциации, как бы "восстанавливая" работу в его воображении. Тем самым не существующее в реальности произведение искусства создает воображение зрителя, а художник лишь дает ему такой повод, сам при этом оставаясь "за кадром". Как и долгий набор титров, которые никто не прочитает.


File close


Спустя неделю после презентационного показа, выставка "Новый файл" начала работу в Одесском художественном музее, правда, в усеченном варианте. По техническим причинам в нее не попали три из наиболее интересных работ, использующие видеопроектор и мониторы. К тому же музей уже не смог воссоздать стильный интерьер выставки в "пластиковом варианте".


Олег МЕЛЬНИЧУК.


К оглавлению номера Подшивка О газете