В день Победы 9 мая 1945 года Одесский женский Свято-Архангело-Михайловский
монастырь отпраздновал первый год второго столетия своего существования.
Эта статья посвящена славной и нелегкой судьбе этого монастыря и его вкладу в
борьбу с фашизмом, отвергающим христианскую мораль.
В 30-м году Свято-Архангело-Михайловский собор разделил судьбу
Спасо-Преображенского кафедрального собора, Никольской церкви и многих-многих
других храмов, в эти страшные годы один за другим взлетавших в воздух.
Был он красив - стройный, величественный, по-аристократически пышный. В его
архитектуре видна была рука выдающегося зодчего, каковым и являлся его творец
Георгий Торричели, создавший в Одессе ряд прекрасных зданий: купеческую биржу
(ныне горисполком), Английский клуб (Морской музей), Сретенский храм (был
воздвигнут на Новом базаре) и др.
Строилась церковь в честь Архангела Михаила радением губернатора края графа
Михаила Семеновича Воронцова. Строилась на народные деньги. В сборе
пожертвований принимали участие люди разных сословий и имущественных
положений (и вдовья лепта не менее дорога, чем серебро и золото богача),
разных национальностей и разных христианских конфессий. Да что тут разных
конфессий - на строительство храма внесла свое пожертвование даже еврейская
община.
В 1837 году строительство было завершено, и возле Суворовской крепости
выросла церковь, о которой историк, директор Ришельевского лицея Н. Н.
Мурзакевич писал, что была она "особенно замечательна красивой наружностью и
местностью, на которой находилась".
Прошло 3 года, и вот в день Храмового праздника архиепископу Гавриилу
(Розанову) был дан Божий знак, услышал он Глас Божий: "Ревность о доме твоем
смущает Меня". И дал тогда Архиепископ обет Богу, построить здесь святую
обитель во имя Архистратига Божия Михаила ("архистратиг" - по-гречески
означает "воевода").
Эта мысль так захватила Владыку, что он пожертвовал под строительство
монастыря земли, отведенные ему для архиерейской усадьбы (сам же он ютился в
плохо приспособленных для жилья, холодных помещениях, пока из военного
ведомства не был ему передан на Софиевской улице дом, ранее принадлежавший
графу Потоцкому).
Идея строительства женской монашеской обители захватила многих. В ее создании
приняли участие графиня Роксандра Эдлинг (урожд. Стурдза) - она стала
главной попечительницей монастыря, ее брат господарь Молдавии М. Стурдза,
графиня Орлова-Чесменская, промышленник А. Демидов, графиня Ланжерон, Г.
Маразли (отец Г. Г. Маразли), граф М. Толстой... Всех перечислить невозможно,
остается только отметить, что сами Императрица Александра Федоровна и
цесаревич Александр (будущий царь Александр II) прислали пожертвования.
Строительные работы начались 9 сентября 1841 года, а 9 мая 1844 архиепископ
после праздничного молебна освятил корпуса и кельи сестер.
Женский монастырь рос и расширялся за счет щедрых пожертвованные. В него
входила не только территория, примыкающая к Архангело-Михайловскому храму, но
и земли, пожертвованья монастырю под подсобное хозяйство купцом Ростовцевым,
и живописный участок земли близ самого моря на Среднем Фонтане,
принадлежавший ротмистру Чижевичу. У монастыря были также 2 церкви -
небольшая церковь во имя праведных Захария и Елизаветы и церковь Воскресенья
Христова, построенная Стурдзой над могилой его сестры Роксандры Эдлинг.
Монастырь играл огромную роль в жизни города. Каждый день монастырь кормил
100 человек неимущих. Насельницы монастыря наладили земледельческое
хозяйство. При монастыре были мастерские по иконописи, по изготовлению утвари
и облачений, уникальные промыслы п о изготовлению тончайших кружев и
предметов художественно-прикладного искусства и так далее. При монастыре была
больница, где люди могли получить самую разнообразную помощь.
Особо следует отметить создание при монастыре женского училища для сирот,
переросшее позднее в женское Епархиальное училище, для которого было
выстроено красивое, удобное здание. Образование в нем девушки получали
прекрасное. Преподавали в Епархиальном училище не только лучшие выпускники
Новороссийского университета, но были даже преподаватели в чине
действительного статского советника. Кстати, именно в этом училище
преподавали Николай и Петр Катаевы - дядя и отец Валентина Катаева.
После 17-го года настали для монастыря черные времена. В 1923 году
"контрреволюционную" женскую обитель закрыли. Насельниц, даже больных и
старых, выгнали на все четыре стороны. Сестры Воскресенского скита, пытаясь
сохранить монашескую общину, организовал и трудовую земледельческую артель,
но в 30-м году и ее закрыли. Затем был взорван положивший начало обители
Свято-Архангело-Михайловский собор.
В апреле 1942 года Православная Румынская миссия разрешила вновь открыть
монастырь. На восстановление монастыря снова пошли пожертвования жителей
города, сестры работали не покладая рук. К осени 42-го ремонт был закончен.
Зазеленели возделанные земельные угодья, начала работать мельница, стали
выпекаться просфоры.
Советская армия освободила Одессу от оккупантов 10 апреля 1944 года. Обитель
сразу же включилась в патриотическую деятельность. Монастырь шефствовал над
Лермонтовским лазаретом - сестры ухаживали за ранеными, стирали,
ремонтировали обмундирование, шили, выпекали хлеб. Монахини и послушницы
собирали вещи и денежные средства в помощь фронту. Сестры получали
благодарность за свой нелегкий труд от фронтовиков. Их заслуги были признаны
и государством. Старейшая насельница монастыря матушка Анатолия была награждена
от имени Президиума Верховного Совета медалью "За доблестный труд в
Великой Отечественной войне".
Но вскоре городские власти снова стали притеснять монастырь. У него отбирали
угодья, забрали мельницу, которая кормила сестер и на которой, сгибаясь под
тяжестью мешков, они работали денно и нощно.
В конце концов, у монахинь был отобран даже уже снятый урожай. Насельниц
лишили пищи. Но их лишили также пищи духовной. Одна за другой у них были
отобраны церкви... Вскоре монастырь был ликвидирован полностью. На выселение
дали одни сутки. За выселением следили представители КГБ...
Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь вновь открылся 4 декабря 1991
года. За пять лет неустанных трудов сделано многое, вновь при монастыре
кормятся неимущие, вновь, несмотря на тесноту, - насельницы живут по
двое-трое в тесных кельях - у них могут найти приют больные и убогие. Вновь
в молитвах и послушаниях вечер фактически смыкается с утром. Отреставрирована
домовая церковь, заложен, наконец, первый камень в фундамент здания. Остались
позади палаточная жизнь в 15-градусный мороз под стенами горисполкома.
Впрочем, по-прежнему монастырь и туберкулезная больница живут бок о бок,
несмотря на все обещания городских властей.
Но хотя шумит теперь у стен монастыря не морской прибой, а кафе-бар "Прибой",
и в ангельское пение клиросных врываются музыка и гул аттракционов из парка
имени Шевченко, но и в гуще городской жизни монастырь остается тихой обителью
тех, кто живет идеалами ХРИСТИАНСКОГО ДОБРОТОЛЮБИЯ.
Елена КОЛТУНОВА
Фото Михаила РЫБАКА
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |