ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ МИХАИЛА ИВНИЦКОГО


(Окончание. Начало в NN 15, 16).


Мы заканчиваем публикацию бесед с выдающимся мастером сценографии, заслуженным художником Украины Михаилом Борисовичем Ивницким. Эти беседы оказались последним интервью, которое дал этот замечательный художник.


- Михаил Борисович, а вас никогда не задевало то обстоятельство, что зрители прекрасно знают актеров, гораздо меньше - режиссеров, и почти никогда не знают имен сценографов, хотя представители именно этой театральной профессии всегда наиболее высоко котировались в мировом театре. Вспомним хотя бы Театр на Таганке. Все знают, что там работал Высоцкий, многим известно имя Юрия Любимова, но кто назовет Давида Боровского - главного художника этого театра? А ведь Боровский - величина мировая, один из лучших сценографов всех времен и народов...

- Мне трудно ответить на ваш вопрос. Согласен, что театральных художников знают намного хуже. Но становиться при этом в позицию человека, которого не поняли или обидели, - смешно.
Думаю, что незнание или недооценка зрителями роли сценографа в спектакле происходит от общей недовоспитанности (в нормальном смысле этого слова) нашего зрителя. Что дети в большинстве своем понимают в живописи? Ничего. Но не потому, что они такие плохие, а потому, что их этому просто не учат.
То же самое относится и к серьезной музыке... Конечно, песенку с незатейливой мелодией воспринять гораздо легче, чем симфонию, вот и ломятся на эту сомнительную, с позволения сказать, эстраду. А я если иду по улице и случайно из окна вдруг услышу Шопена, невольно останавливаюсь. Но я так воспитан, а молодое поколение воспитано по-другому. Все зависит от времени, эпохи и воспитания...
Впрочем, и у меня бывали случаи, когда подходили после спектакля незнакомые люди и благодарили. Знаете, такая благодарность - самый большой гонорар, какой я только получал в своей жизни.


-- Среди крупнейших сценографов Европы, по крайней мере три одессита: Давид Боровский - в Театре на Таганке, Олег Шейнцис - в "Ленкоме" и Михаил Ивницкий. И это при том, что мастеров данной профессии относительно немного. Что же есть "сценографическое" в атмосфере нашего города?
- Ну, во-первых, спасибо, что вы меня причислили к такому ряду...
Но дело не в конкретном виде искусства... Очевидно, этот город имеет какие-то флюиды... При всем при том, что Одессу покинула масса талантливых людей, я ощущаю какие-то росточки: что-то есть в этом воздухе, в этой почве, что выбрасывает каждый раз какие-то ростки...
Меня иногда посещают мысли: нет Одессы, пропал город! Его "довели". И то, что нет, допустим, тех деятелей, которых нам хотелось бы иметь, вовсе не случайно: их уничтожили. Генофонд уничтожили в свое время - откуда же что возьмется?! А вырастают интересные люди. Даже сейчас.
Это - Одесса. Объясните этот феномен! Я - не берусь. Может быть, поэтому мне тяжело ее покидать. Я ведь здесь живу один, жена и дочь с внуками в Америке, а мне туда не хочется.
Все вижу: и подонков, ломающих троллейбусные остановки, и воровство, но несмотря на эту мразь, о которой мне вспоминать не хочется, мне страшно покинуть этот город. Особенно когда покрывается он зеленью, когда идешь по этому зеленому тоннелю на Пушкинской или когда попадаешь в район Сабанеева моста... Не знаю, что в нем, черт его знает. Но это город мой...


Беседу вел Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете