Мы  заканчиваем  публикацию  бесед   с   выдающимся   мастером   сценографии,
заслуженным художником Украины  Михаилом  Борисовичем  Ивницким.  Эти  беседы
оказались последним интервью, которое дал этот замечательный художник.
- Михаил Борисович, а вас никогда не задевало то обстоятельство, что зрители
прекрасно знают актеров, гораздо меньше - режиссеров,  и  почти  никогда  не
знают имен сценографов, хотя представители именно этой театральной  профессии
всегда наиболее высоко котировались в мировом театре. Вспомним хотя бы Театр
на Таганке. Все знают, что там работал Высоцкий,  многим  известно  имя  Юрия
Любимова, но кто  назовет  Давида  Боровского  -  главного  художника  этого
театра? А ведь Боровский - величина мировая, один  из  лучших  сценографов
всех времен и народов...
- Мне трудно ответить на ваш вопрос. Согласен,  что  театральных  художников
знают намного хуже. Но становиться при этом в позицию человека,  которого  не
поняли или обидели, - смешно.
Думаю, что незнание или недооценка  зрителями  роли  сценографа  в  спектакле
происходит от общей  недовоспитанности  (в  нормальном  смысле  этого  слова)
нашего зрителя. Что дети в большинстве своем понимают в живописи? Ничего.  Но
не потому, что они такие плохие, а потому, что их этому просто не учат.
То же самое относится и к серьезной музыке... Конечно, песенку с незатейливой
мелодией воспринять гораздо  легче,  чем  симфонию,  вот  и  ломятся  на  эту
сомнительную, с позволения сказать, эстраду. А я если иду по улице и случайно
из окна вдруг услышу Шопена, невольно останавливаюсь. Но я  так  воспитан,  а
молодое поколение воспитано по-другому.  Все  зависит  от  времени,  эпохи  и
воспитания...
Впрочем, и у меня бывали случаи, когда подходили после  спектакля  незнакомые
люди и благодарили. Знаете, такая благодарность  -  самый  большой  гонорар,
какой я только получал в своей жизни. 
 -- Среди крупнейших сценографов Европы, по крайней мере три  одессита:  Давид
Боровский - в Театре на Таганке,  Олег  Шейнцис  -  в  "Ленкоме"  и  Михаил
Ивницкий. И это при том, что мастеров данной профессии относительно  немного.
Что же есть "сценографическое" в атмосфере нашего города?
- Ну, во-первых, спасибо, что вы меня причислили к такому ряду...
Но дело не в конкретном виде искусства... Очевидно, этот город имеет какие-то
флюиды... При всем при том, что Одессу покинула масса  талантливых  людей,  я
ощущаю какие-то росточки: что-то есть в  этом  воздухе,  в  этой  почве,  что
выбрасывает каждый раз какие-то ростки...
Меня иногда посещают мысли: нет Одессы, пропал город! Его "довели". И то, что
нет, допустим,  тех  деятелей,  которых  нам  хотелось  бы  иметь,  вовсе  не
случайно: их уничтожили. Генофонд уничтожили в свое время -  откуда  же  что
возьмется?! А вырастают интересные люди. Даже сейчас.
Это - Одесса. Объясните этот феномен! Я - не берусь.  Может  быть,  поэтому
мне тяжело ее покидать. Я ведь здесь живу один,  жена  и  дочь  с  внуками  в
Америке, а мне туда не хочется.
Все вижу: и подонков,  ломающих  троллейбусные  остановки,  и  воровство,  но
несмотря на эту мразь, о которой  мне  вспоминать  не  хочется,  мне  страшно
покинуть этот город. Особенно когда покрывается он зеленью,  когда  идешь  по
этому зеленому тоннелю на Пушкинской или когда попадаешь  в  район  Сабанеева
моста... Не знаю, что в нем, черт его знает. Но это город мой...
 Беседу вел Александр ГАЛЯС. 

| К оглавлению номера | Подшивка | О газете |