"Апрель в Одессе без фестиваля - это не настоящий апрель", - в этой шутке
президента фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки" Бернхарда Вульфа,
которую он произнес, открывая фестиваль, была доля истины. По традиции,
начало которой было положено три г ода назад, в апреле Одесса становится
городом, куда съезжаются ведущие музыканты современной камерной музыки.
Одесский фестиваль, несмотря на молодость, уже успел получить известность в
Европе, попасть в каталоги и специализированные издания по новой музыке. А
главное - благодаря фестивалю Одесса теперь может считаться одним из центров
современной музыки на карте Европы.
Нынешний, уже третий по счету фестиваль, как и предыдущие, давал возможность
зрителям и специалистам не только увидеть и услышать известных музыкантов
нашего времени, но и получить представление о том, какие идеи сегодня
формируют понятие "новая музыка". А одновременно, сравнивая программу
нынешнего фестиваля с предыдущими, - наблюдать, как год от года развивается
современная музыка.
Если три года назад, на первом фестивале, основное место в программе занимала
просто музыка, то на нынешнем уже все больше музыкантов отдают предпочтение
произведениям, в которых только лишь виртуозное владение музыкальными
инструментами становится недостаточным. Поэтому та часть фестиваля, где
музыканты просто исполняли музыку, выглядела уже по-старомодному
консервативной, зачастую сталкиваясь с равнодушным и отвлекающим шумом в
зале. Зато зрители удивленно умолкали, когда исполнялись экспериментальные
произведения, в которых игра инструменталистов причудливо сочеталась со
звуком, записанным на пленку.
Произведения с использованием фонограммы в этот раз занимали все большую
часть программы. Среди наиболее ярких - исполнение произведения Дину Геццо "В
поисках Эвридики", в котором игра на фортепиано переплеталась с всплесками
шумового фона и произнесение м пианистом обрывков фраз, которые становились
частью произведения. Большое впечатление на зрителей произвело полуночное
выступление французского саксофониста Даниеля Кензи, под покровом ночи
очаровавшего зал ярким исполнительским мастерством игры на нескольких
саксофонах одновременно в сочетании с электронной фонограммой. Наконец,
наиболее необычным зрелищем фестиваля стали "Звуковые скульптуры" из
произведений Клауса Гундхена и Месиаса Маигуашки в исполнении Бассама Абдула
Салама. Музыка рождалась из металлических прутьев и конструкций, по которым
исполнитель водил смычком, а звукорежиссер преобразовывал полученный звук
разнообразными эффектами.
Совмещение несовместимого - академизма и масс-культуры завершало сольное
выступление перкуссиониста Вячеслава Стахова при исполнении произведения
Винко Глобокара "Тень" для поющего перкуссиониста, пленки и драм-машины.
Музыка, созданная с помощью целого арсенала шумовых инструментов, ударной
установки и драм-машины, плюс напевы исполнителя и отработанная жестикуляция
- и композиция превратилась в целый театральный номер, который завершало
символическое самоубийство персонажа-исполнителя с помощью барабанных
палочек. Обращение к театральным трюкам также является одним из козырей
современной камерной музыки. Тем самым доказывая, что новая музыка - это не
только звук, но и...
Поиски так называемого синтеза искусств сегодня ведут новых музыкантов ко все
новым формам подачи музыки. При этом исполнение музыкального произведения
превращается в целое представление, которое необходимо не только слушать, но
и видеть.
Наиболее неожиданным и броским экспериментом в такой области на фестивале
стало выступление Кристины Ким (США). Произведение на скрипке исполнялось с
одновременным выведением на экран изображения "эмоциональных импульсов",
которые улавливались с помощью специальных датчиков, прикрепленных к рукам
исполнителя.
Интересным обещало быть исполнение камерной оперы "Концерт птиц", которую
написали девять композиторов из разных стран, в том числе и из Украины -
Кармелла Цепколенко. Мистическую комедию Джевада Карагасана
(Босния-Герцоговина), превращенную в оперу-перформанс, на фестивале исполнял
молодой австрийский музыкальный театр "АРБОС", экспериментирующий с созданием
новых театральных форм. Исполнение оперы превратилось в мини-балет, где
музыка сопровождалась неизменным порханием трех персонажей по сцене в костюмах
из перьев. Однако чего не хватало такой постановке, так это цельности,
поэтому музыка существовала отдельно, а театр - отдельно. Наиболее же
органично и смело удается соединять воедино музыку с нетрадиционными формами
подачи Бернхарду Вульфу - дирижеру и руководителю Ансамбля ударных Высшей
музыкальной школы Фрайбурга. Выступая на каждом из трех одесских фестивалей,
музыканты Ансамбля уже приучили своих зрителей, что каждая из программ у них
становится своеобразным камерным...
Программы Бернхарда Вульфа и на предыдущих фестивалях "Два дня и две ночи
новой музыки" отличались непредсказуемостью. На первом фестивале частью
исполняемого произведения становилась жарящаяся прямо на сцене яичница и звук
закипающего чайника, на втором - музыканты разыграли перед зрителями кабаре.
Дирижер не устает удивлять новаторскими решениями в области подачи музыки,
однако в этом году он, пожалуй, превзошел самого себя. Программу последней
ночи фестиваля завершали "Хореографические этюды" Мориса О хана в исполнении
Ансамбля ударных Высшей музыкальной школы Фрайбурга и танцевального трио,
шокировав зрителей стриптизом артистов-танцовщиков. Такого любители новой
музыки в Одессе еще не видели. Фестиваль завершился на ударно-эротической
ноте и революционерам формы оставался лишь заключительный банкет, после чего
следовал горький миг расставания и начало долгого ожидания перед новой
встречей через год.
Олег МЕЛЬНИЧУК.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |