Продолжаем публикацию записей бесед с выдающимся мастером сценографии,
заслуженным художником Украины Михаилом Борисовичем ИВНИЦКИМ.
- Одна из ваших лучших работ - спектакль "Три мешка сорной пшеницы" в
Ленинградском Большом драматическом театре, над которым вы работали вместе с
Георгием Александровичем Товстоноговым. Содружество с одним из крупнейших
режиссеров всех времен и народов - редкостная удача для любого художника.
Насколько я знаю, БДТ в Одессе не гастролировал ни разу. Как же тогда
Товстоногов узнал о вас, как сложилось ваше содружество?
- Я оформлял в театре "Современник" спектакль "Эшелон", а Товстоногов там же
ставил спектакль "Балалайкин и Ко". Однажды он увидел в кабинете главного
режиссера "Современника" Галины Волчек макет декорации к "Эшелону" и
поинтересовался, кто автор. Галина Борисовна ответила: "Один интеллигентный
одессит".
А спустя некоторое время у меня в мастерской раздался звонок, и Георгий
Александрович предложил оформить спектакль по повести Тендрякова "Три мешка
сорной пшеницы". Я, естественно, поинтересовался, есть ли инсценировка.
Товстоногов ответил, что инсценировки еще нет и работать следует прямо по
повести. А потом он вызвал меня к себе в Ленинград для первого разговора,
единственное, что сказал Товстоногов: по его замыслу, в спектакле будет два
героя - Тулупов молодой, который непосредственно действует, и Тулупов
пожилой, сегодняшний, который размышляет о себе юном. Разговор был очень
короткий, и я уехал в Одессу.
Знаете, я приучил себя к такой технике работы: не насиловать, не давить, не
стремиться немедленно что-то придумать. Наоборот, при работе нужна
определенная расслабленность. Меня научил этому один эпизод. Как-то я смотрел
бокс по телевизору (я хорошо отношусь к этому виду спорта), и комментатор
рассказывал, что если боксер, перед тем как нанести удар, на мгновение
расслабляется, то удар получается сильный, а если бьет с напряженной мышцей,
то удар скорее всего не достигнет цели. Я вдруг перекинул это на творческий
акт: если быть в постоянном напряжении, ничего не получится, нужно уметь
расслабиться... И стал приучать себя к мысли, что я ничего не знаю, что все
происходит впервые... Иногда даже специально садился у телевизора, не видя и
не слыша, что там показывают, лишь бы был какой-то отвлекающий фон. Или еще
один момент: я люблю ходить по городу, в сутолоке улиц хорошо думается...
Но на этот раз все мои попытки отвлечения не приводили ни к какому
результату. И буквально за три дня до отъезда в Ленинград (а сроки с
Товстоноговым были оговорены жесткие) возникло какое-то решение. Я поспешил
его зафиксировать в макете масштабом 1 к 50 (обычно макет делают масштабом 1
к 20) и полетел в Ленинград.
Пришел к Товстоногову. Знаете, обычно во время работы меня страх не посещает,
а вот тут стало страшновато, когда увидел Георгия Александровича во главе
целого синклита. Он посмотрел и сказал: "Это интересно, делайте макет". И я
остался в театре на две недели. Главный художник, замечательный мастер
Эдуард Кочергин создал мне все условия. Вот так и делался спектакль.
- Как работалось с Товстоноговым? Ведь все определяла его воля и ничья
другая. Вы не испытывали дискомфорт от жесткого влияния Мэтра?
- Честно говоря, в моем замысле Товстоногова устроило не все, равно как и я
не был согласен со всеми его замечаниями. Скажу больше, кое-какие пожелания
выполнял вынужденно. Тем не менее в основном замысел мой остался...
В работе же никакого деспотизма со стороны Георгия Александровича не
наблюдалось. Его отличало одно качество - он был умен. Он не был
закомплексован на каком-то самолюбии великого режиссера, упаси Бог. С умом
относился ко всем замечаниям и к актерским предложениям относился с
интересом. Многое принимал, если предложенное работало на пьесу, на образ.
Скажу больше: Товстоногов учел два моих замечания по поводу сценического
действия и даже переставил сцену...
Спектакль был заметный. В нем играли замечательные актеры, увы, сейчас ушедшие: Капелян (это была его последняя работа), Демич, Борисов. Власти остались недовольны спектаклем. Это была антикультовая постановка, а ведь как раз в то время - середина 70-х - готовилась попытка реабилитации Сталина...
- В какой степени масштаб личности и таланта режиссера, с которым вы
работаете, влияет на ваше собственное творчество?
- Для меня важно, чтобы попался режиссер, с которым, образно говоря, можно
сойти с ума. Слава Богу, такие режиссеры у меня были. Не могу не вспомнить
покойного ныне Владимира Бортко, с которым работал в Русском театре. Человек
невероятно эмоциональный, и импульсивный, с которым много приходилось спорить,
но - талантливый и по-настоящему влюбленный в театр. Столь же талантливый и
эмоциональный Матвей Ошеровский... А знаете, когда я пришел работать в Театр
музкомедии, Ошеровский меня категорически не принял.
- Почему?
- Перетянул меня в Музкомедию Дмитрий Михайлович Островский, директор
театра. Я бы, может, и не согласился, поскольку никогда не видел себя
художником музыкального театра, но он сделал блестящий "ход" - предложил
работу жене.
Ошеровский привык работать с художником Виноградовым, мастером красивым и
изящным. А я был другой, некрасивый что ли, более жесткий, скупой.
Первоначально от неприятия главного режиссера я был просто в отчаянии. Но
потом мы сдружились.
- В чем была сила Ошеровского, сумевшего единственный раз в истории Одессы
создать театр, который имел всесоюзную славу?
- Он был необычайно заразительным человеком. И умел посылать в зал через
актеров сильнейший импульс.
Вы не представляете, что творилось в Москве в 1972 году во время гастролей
нашего театра! Паломничество! То, что члены политбюро сидели в театре
буквально на каждом спектакле, это я вам точно говорю.
А как принимали нас в Ленинграде! Сюда мы приезжали дважды в год... А в
Киеве, когда в 87-м мы привезли "Скрипач на крыше"! Мы выступали в
Октябрьском дворце, так билеты спрашивали еще у метро "Крещатик". Хороший
театр был.
- Был?
- Он и сейчас хороший, но по-другому. Беда в том, что нет у нас главного
режиссера, который был бы "диспетчером" всего, а главное, актерских
самолюбий...
Запись Александра ГАЛЯСА.
Фото Михаила РЫБАКА.
(Окончание следует).
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |