ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: ГОД 1996



Рисунок Николая ТЕРЕЩЕНКО В конце марта Департамент морского и речного флота Украины подводил итоги работы отрасли за прошедший год. На заседании совета ГДМРТУ 26 марта было отмечено, что в 1996 году на треть упали грузо-пассажирские перевозки на украинском флоте - только грузов, к примеру, перевезено 13,7 миллионов тонн, тогда как в 1995 году эта цифра превышала 20,5 миллионов. На 5 % снизилась переработка портов, основная причина - снижение объема транзитных грузов. Украина стала непривлекательной для транзитных перевозок желе зной дорогой из-за завышенных тарифов, размеры которых фактически удвоятся для подакцизных грузов с введением закона о финансовых гарантиях транзита. (В связи с этим руководители агентских и экспедиторских фирм, представляющих крупнейшие судоходные компании мира, обратились в правительство, Минтранс, прокуратуру Украины с письмом по поводу коммерциализации государственных структур и предоставлении "услуг" различных частных фирм в проведении контроля).


Ряд портов из 18 морских и 14 речных, находящихся в управлении Департамента, в 1996 году увеличили переработку грузов - это Одесский, Феодосийский, Ренийский, Усть-Дунайский, Ильичевский, Измаильский порты, на остальных переработка уменьшилась. При этом все же 17 морских портов из 18 закончили год с прибылью, а четыре из них - Одесский, Мариупольский, Ильичевский и порт Южный - дали 3/4 всей прибыли отрасли. Для дальнейшего развития портов сегодня необходимо в первую очередь принятие закона о портах Украины и проведение гибкой тарифной политики.


Речной флот Украины сейчас составляет 490 единиц общим дедвейтом 611 тысяч тонн. Стабильное положение в 1996 году имела компания Укрречфлот, суда которой при общем падении уровня речных перевозок в Украине осваивают морские рынки. Внушает тревогу состояние шлюзов на Днепре - их возраст колеблется от 16 до 63 лет, и для поддержания безаварийной работы необходимы значительные средства. Особо на заседании совета было подчеркнуто значение канала Прорва для возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная - сегодня за прохождение судов в устье реки через Сулимский канал взимает плату Румыния. В настоящее время все готово для возобновления дноуглубительных работ.


На совете 26 марта выступил председатель Департамента морского и речного транспорта В. Т. Безрученко. Он отметил, что 343 миллиона гривен прибыли, полученные отраслью в 1996 году, в общем характеризуют ее как неплохую. Однако состояние дел в нескольких судоходных компаниях и заводах было расценено им как критическое. По решению коллегии Минтранса Департамент будет вынужден скорее всего предложить смену некоторых руководителей предприятий. "Быть конкурентоспособным сегодня, - сказал г-н Безрученко, - значит предоставлять услуги мирового качества в минимальные сроки. Прежде всего это относится к судоремонтным заводам, база которых превышает потребности Украины, и следует подумать о перепрофилировании части мощностей и передаче их в аренду".


В заключение председатель Департамента дал понять, что руководители тех предприятий отрасли, которые вовремя не рассчитываются с бюджетом, должны быть готовы к тому, что контракты с ними будут расторгнуты.



Подготовил Евгенй СТЕБЛИВСКИЙ.



В статье использованы материалы, предоставленные руководителем пресс-службы ГДМРТУ С. ГОРЧАКОВЫМ и информационным агентством "Порты Украины".


К оглавлению номера Подшивка О газете