ДВА ГОДА БЕЗ ВЛАДА


УБИЙЦА ЛИСТЬЕВА ДО СИХ ПОР НЕИЗВЕСТЕН


Исполнилось два года, как убили директора первого телевизионного канала России и популярного журналиста Влада Листьева. В те дни аналитическая служба известного российского бизнесмена и политика К. Борового, проанализировав ситуацию, уже пришла к определенному выводу о причинах и авторстве этого преступления. Говорят, что время все расставит по своим местам. И оно уже начало это делать. По крайней мере умозаключения экспертов Борового, легшие в основу этого материала, сегодня выглядят весьма убедительно. Ведь то, о чем тогда знали единицы, после выборов президента, стало, известно всем.


Международный опыт заказных убийств состоит в том, что никого не интересуют те, кто выполнил убийство. В случаях крупных убийств полиция иногда договаривается с исполнителями - для того, чтобы поймать заказчиков. По законам США это самое страшное - заказать убийство. Это во много раз страшнее, чем выполнение его. И когда наши милиционеры говорят, что они не умеют раскрывать заказные убийства, то простая рекомендация - не особенно искать исполнителей. Они раскроются сами. Ведь они мало кого интересуют. Важнее найти заказчиков. Правда, тех, кто нажимал курок, уже, по всей видимости, убрали. Но та организация, которая принимала заказ, существует.


Трагедия Листьева началась, когда слабые в финансовом отношении компании "ВИД" и "ИнтерВИД" начали контролировать на основном канале значительный процент прайм-тайма, то есть наиболее "смотрибельного" времени, и стали опасны политически. Телекомпания "ВИД" определяла и регулировала противостояние Верховного Совета и президента. Огромная политическая рекламная компания Руцкого, Хасбулатова проходила по программе теледебатов "Красный квадрат". Не важно, кого они критиковали в этой передаче, а кого хвалили. Важно то, что они показали свою влиятельность. В тот момент, когда это их количественное влияние на телевидении (а они имели на останкинском канале 80 % наиболее важного времени) перешло в качественное, получилось, что это уже не Андрей Разбаш и не Влад Листьев, а чуть ли не главная группа на ТВ. Эта группа начала демонстрировать свое влияние. Они демонстрировали свою силу и до назначения Листьева, и после. Очень обострился конфликт между "ИТА-Новости" и руководством "Останкино". Именно благодаря Листьеву. Он требовал творческого подчинения "ИТА-Новости" себе (а, как известно,"ИТА-Новости" подчинялись органам). Хотел, чтобы "новостные" передачи были творчески подконтрольны ему. Начали возникать конфликты. Листьев стал мешать группе, которая пыталась подчинить себе политическую и экономическую ситуацию в стране. Как вы помните, сначала планировалось создать "президентское телевидение" - это та же группа депутатов, только на телевидении. Она должна была привести Бориса Николаевича снова во власть. Трудно сказать, знал ли Листьев, для чего его зовут на ОРТ, в то самое "президентское правление" или не знал, какая ему отводится роль, и думал, что как профессионалу ему дадут возможность делать свободное телевидение. Ведь Листьев, Любимов, Разбаш - это фанатики телевидения. Им было все равно, что им придется делать, - для них важно владение самим инструментом. Они, конечно же, не хотели, чтобы какие-то сумасшедшие задушили свободу слова совсем, и думали, что если на постах "душителей" окажутся они, то смогут сдержать этот процесс. Они не совсем рыночники, они пытались решить этот вопрос чисто административным путем. Влад и "ВИД" получили "административную валюту" - право что-то решать, кого-то снимать. А эта "валюта" плохо конвертируется в доллары, но легко конвертируется в убийство. Но зачем столь кровавый конец - возникает резонный вопрос. Ведь Листьева можно было просто снять с должности исполнительного директора или назначить туда другого талантливого из "ВИДа". Ответ прост - нельзя. Это Общественное телевидение. Все приняли правила игры - рыночные. Назначение Влада - это рыночный ход. А назначить какого-то неизвестного человека на должность директора этого телевидения значило убить это телевидение с самого начала. Или, во всяком случае, еще больше усложнить и так непростую ситуацию. Листьев был обречен на эту должность.


Убийство Листьева явилось чисто политическим убийством, политической акцией, целью которой было не потерять контроль над телевидением. Следующим директором - как известно, не без ведома Коржакова - стал Благоволин. Оценивая тактические действия Коржакова в этот период, видно, что он спешил. Здоровье президента заставляло его торопиться. Он, не закончив разбираться с Лужковым, уже принимался за своих бывших союзников. После расправы с Лужковым ожидалось, что Коржаков и Ко займутся Чубайсом. Потому что Чубайс - опасная и сильная фигура. Кстати, в тогдашнем "съедении" группы "МОСТ" принимали участие другие финансовые группы. Их руководители оказались недостаточно мудры и сами вскоре стали следующими. Это было неизбежно, когда к власти рвался человек, которому противны все эти структуры. Следующий "наезд" был на "ЛогоВАЗ". В ельцинском указе упомянуты льготы и квоты "ЛогоВАЗа". Он их лишился.


У Коржакова тогда было недостаточно сильное влияние в финансовых группах. Были у него, конечно, структуры, которые назывались организациями по защите правоохранительных органов. Вспоминается совершенно фашистская реклама как бы маленькой охранной организации: "Мы наведем порядок!". Объем этой рекламы был колоссальный. Одна подобная организация требовала денег у Гусинского перед тем, как возник конфликт с "МОСТОМ". Гусинский денег не дал, послал к черту. После этого произошел "наезд". Коржаков и его люди пытались создать объединение финансовых групп, чтобы иметь влияние на политику. Группа Коржакова ориентировалась и на армию, поэтому Грачев так долго не уходил в отставку. Если бы Коржаков создал тогда свою финансовую группу, то можно было бы говорить о нем как о политике, который идет рыночным путем. Но он пытался усилить свое влияние через силовые министерства. Шел к диктатуре. Притом Коржаков искренне считал, что спасал Россию от американцев, бандитов, финансистов. Коржаков - человек, воспитанный 9-м управлением КГБ, человек, чья психология - это оборонное сознание. Для него все, что происходит, это провокация. Коржаков, конечно, представлял только часть сил, которые группировались вокруг президента. Еще это Илюшин и его люди. Это группа экспертов...


...Влад просчитался, когда, получив административные рычаги, решил, что получил все. Когда "там" поняли, что к Листьеву надо подходить с просьбой что-то поставить в сетку вещания, что надо просить, чтобы он помог избрать президента или нужных людей в парламент, то все - в этот момент его судьба была решена.


Два года назад Боровой был убежден, что расследование дела Листьева закончится тем, что будут найдены козлы отпущения - какая-нибудь криминальная группировка. Этого не произошло, как не произошло и раскрытия истинных убийц. Зато состоялись президентские выборы, перед вторым туром которых Ельцин окончательно распрощался с сомнительной частью своего окружения. Отвергнутые президентом, они отчаянно, до последнего дня боролись за место под солнцем с командой Чубайса и все же были выставлены. Так закончилась большая предвыборная драка 96-го года, которая началась в 95-м и, как многие сегодня считают, стоила жизни первому руководителю ОРТ Владу Листьеву.


Элина НИКОЛАЕВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете