МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ


Программа недавнего концерта Одесского государственного филармонического оркестра выглядела своеобразно: на афише в шахматном порядке чередовались имена композиторов Барвинского, Копленда, Вербицкого, Шуберта, соседствовали "Украинская рапсодия" и "Портрет Линкольна", в качестве одного из исполнителей (чтеца) был объявлен посол Америки в Украине Уильям Грин Миллер. Неутомимый изобретатель Хобарт Эрл, главный дирижер и художественный руководитель оркестра, затеял очередное экзотическое музыкальное действо? Нет, весьма серьезную акцию памяти человека, имя которого вряд ли до сих пор было известно одесским почитателям оркестра.


Пол ван Маркс - многие узнали о нем из буклета и прочувствованного вступительного слова дирижера. Американский дипломат датско-немецкого происхождения, участник второй мировой войны, выпускник Йельского и Колумбийского университетов, человек разносторонних знаний и увлечений, он организовал в Швейцарии фонд друзей Одесского филармонического оркестра. А это не только популяризация исполнительской деятельности, но и очень существенная материальная поддержка: очень впечатляюще выглядит перечень купленных для оркестра инструментов и приспособлений на общую сумму 60 тыс. долларов. И при этом - скромность и искренность, полное отсутствие саморекламы.


И вот уже выявляется своеобразная художественно-мемориальная концепция концерта. Смысловым центром хочется считать "Фанфары для обыкновенного человека" А. Копленда. Сочинение создано в 1942 году, и композитор имел в виду рядовых участников войны. И естественны ассоциации с человеком, выполнявшем добровольно возложенную на себя миссию помощи оркестру (который он никогда до этого не слышал, а только прочел он нем!) как нечто обыкновенное, повседневное и совсем не претендующее на "фанфары". Просто акт свободного волеизъявления и возможность его осуществления. И отсюда перебрасывается нить к другому сочинению А. Копленда, прозвучавшему в концерте - "Портрету Линкольна", где в партии чтеца использованы фрагменты речи А. Линкольна о демократии. И не случайно слова президента читает посол. Г-н Миллер, обладающий большим опытом в области миротворческой деятельности, в развитии американо-советских, а затем американо-российских и украинских отношений, коллега Пола ван Маркса, решающий дипломатические задачи также и через искусство. Между сочинениями Копленда прозвучала симфония # 6 М. Вербицкого, чье имя можно считать в некотором роде символом наших, украинских преобразований - ведь его песня стала Государственным гимном независимой Украины. Представленная во втором отделении концерта "Неоконченная" (потому что нетрадиционная - двухчастная, короткая) симфония Ф. Шуберта тоже воспринимается символически: внезапный уход человека, не завершившего свою "симфонию".


На музыке первого отделения оркестр как бы "распевался", оттачивал вокальную выразительность, плавность, широту дыхания. Только вот "Фанфары" прозвучали слишком шумно и трескуче и, как показалось, немного исполнительски небрежно. Но, как известно, нет худа без добра: резкость тембров меди вдруг напомнила колорит украинских трембит, после которых так естественно зазвучали наигрыши Вербицкого, особенно хороши были флейта с гобоем. После эпически-холодноватого "Портрета Линкольна" оркестр окунул слушателей в мир напряженных душевных метаний и поисков, зарождения надежд и их крушения, трогательной человеческой жалобы и неумолимой поступи судьбы - в мир шубертовской симфонии. Исполнение стало данью памяти и самого Шуберта, 200-летний юбилей которого отмечался в этом году.


Лучшей памятью о человеке, любившем музыку, может быть только музыка - тем более звучащая благодаря его труду, его заботам, его душе и сердцу.



Елена СЛОБОДЕНЮК.


К оглавлению номера Подшивка О газете