Программа недавнего концерта Одесского государственного филармонического
оркестра выглядела своеобразно: на афише в шахматном порядке чередовались
имена композиторов Барвинского, Копленда, Вербицкого, Шуберта, соседствовали
"Украинская рапсодия" и "Портрет Линкольна", в качестве одного из
исполнителей (чтеца) был объявлен посол Америки в Украине Уильям Грин Миллер.
Неутомимый изобретатель Хобарт Эрл, главный дирижер и художественный
руководитель оркестра, затеял очередное экзотическое музыкальное действо?
Нет, весьма серьезную акцию памяти человека, имя которого вряд ли до сих пор
было известно одесским почитателям оркестра.
Пол ван Маркс - многие узнали о нем из буклета и прочувствованного
вступительного слова дирижера. Американский дипломат датско-немецкого
происхождения, участник второй мировой войны, выпускник Йельского и
Колумбийского университетов, человек разносторонних знаний и увлечений, он
организовал в Швейцарии фонд друзей Одесского филармонического оркестра. А
это не только популяризация исполнительской деятельности, но и очень
существенная материальная поддержка: очень впечатляюще выглядит перечень
купленных для оркестра инструментов и приспособлений на общую сумму 60 тыс.
долларов. И при этом - скромность и искренность, полное отсутствие
саморекламы.
И вот уже выявляется своеобразная художественно-мемориальная концепция
концерта. Смысловым центром хочется считать "Фанфары для обыкновенного
человека" А. Копленда. Сочинение создано в 1942 году, и композитор имел в
виду рядовых участников войны. И естественны ассоциации с человеком,
выполнявшем добровольно возложенную на себя миссию помощи оркестру (который
он никогда до этого не слышал, а только прочел он нем!) как нечто
обыкновенное, повседневное и совсем не претендующее на "фанфары". Просто акт
свободного волеизъявления и возможность его осуществления. И отсюда
перебрасывается нить к другому сочинению А. Копленда, прозвучавшему в
концерте - "Портрету Линкольна", где в партии чтеца использованы фрагменты
речи А. Линкольна о демократии. И не случайно слова президента читает посол.
Г-н Миллер, обладающий большим опытом в области миротворческой деятельности,
в развитии американо-советских, а затем американо-российских и украинских
отношений, коллега Пола ван Маркса, решающий дипломатические задачи также
и через искусство. Между сочинениями Копленда прозвучала симфония # 6 М.
Вербицкого, чье имя можно считать в некотором роде символом наших, украинских
преобразований - ведь его песня стала Государственным гимном независимой
Украины. Представленная во втором отделении концерта "Неоконченная" (потому
что нетрадиционная - двухчастная, короткая) симфония Ф. Шуберта тоже
воспринимается символически: внезапный уход человека, не завершившего свою
"симфонию".
На музыке первого отделения оркестр как бы "распевался", оттачивал вокальную
выразительность, плавность, широту дыхания. Только вот "Фанфары" прозвучали
слишком шумно и трескуче и, как показалось, немного исполнительски небрежно.
Но, как известно, нет худа без добра: резкость тембров меди вдруг напомнила
колорит украинских трембит, после которых так естественно зазвучали наигрыши
Вербицкого, особенно хороши были флейта с гобоем. После
эпически-холодноватого "Портрета Линкольна" оркестр окунул слушателей в
мир напряженных душевных метаний и поисков, зарождения надежд и их крушения,
трогательной человеческой жалобы и неумолимой поступи судьбы - в мир
шубертовской симфонии. Исполнение стало данью памяти и самого Шуберта,
200-летний юбилей которого отмечался в этом году.
Лучшей памятью о человеке, любившем музыку, может быть только музыка - тем
более звучащая благодаря его труду, его заботам, его душе и сердцу.
Елена СЛОБОДЕНЮК.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |