ТОЧКА ЗРЕНИЯ

I IOVE YOU, ODESSA!

ОДЕССИТЫ И ИХ МЕНТАЛИТЕТ

(Субъективные размышления)

Сразу хотел бы оговориться, что это не научное исследование и не дань моде по поводу возвеличивания города.
Мне хотелось бы поразмышлять о том, почему существует феномен Одессы и одессита и каков он.
В окружающем этот город мире есть самые различные о нем точки зрения. Их диапазон большой и восходит от презрительного, уничижительного мнения (это "грязная, провинциальная дыра с воровским, меркантильным и бескультурным населением") до возвышенного, влюб ленного отношения ("жемчужина у моря", "есть город, который я вижу во сне").
В чем же правда, истина? Может быть, в философской серединке? Возможно, что чего-то есть больше, а чего-то меньше?

Хотелось бы ответить и по известной формуле: и да, и нет; и нет, и да. Вероятно, и великое, прекрасное, возвышенное, и серое, невзрачное и низменное, даже отвратительное - все это существует одновременно, в одном пространстве, житейском поле, что обознач ается как "Одесса".
Я понимаю, как сложно абстрагироваться от повседневных нужд, политических коллизий, различных городских сплетен и инсинуаций. Вместе с тем хотелось бы посмотреть на Одессу как бы со стороны, вне ее и в то же время изнутри, являясь как бы частью, песчинкой этого огромного житейского муравейника.
В определенной мере я имею такую возможность. Я - одессит в энном поколении. По линии матери знаю, что дед - врач, родился в Одессе, умер от чумы в 1917, спасая одесситов от этого страшного бедствия. Мать родилась в Одессе. Я - тоже. Знаю даже, что в роддоме на Старопортофранковской. И только спустя много лет возвратился в родной город.
Теперь, уже проживая в Одессе, почувствовал себя на родной земле блудным сыном, возвратившимся в родные пенаты.
Много думая об особенностях одесского феномена, пытался однажды на одной из научно-теоретических конференций экспромтом ответить одному из коллег с Урала, в чем менталитет одессита. Но систематического осмысления не было.
Сделать хотя бы более или менее обобщенный, но в то же время и субъективный взгляд на одесский феномен все же попытаюсь.
Толчком к этому явилось то, что меня однажды удивило. Что именно? Народное творчество богато. Одним из его проявлений являются так называемые "заборно-стенные" письмена. Так вот, в Одессе на некоторых зданиях встречается надпись "I Iove you, Odessa!"
В каком еще городе можно найти такое волеизъявление чувств подростков?
Поэтому одной из основных черт менталитета одесситов является их нежная, преданная любовь к городу и вообще ко всему одесскому. Это пронизывает все житейские сферы Одессы, одесситов. Любая политическая партия или другая социальная группа, какая бы у них н и была программа, цель, всегда "клянется" в любви к городу, всему одесскому. В противном случае даже минимального успеха не может быть. Это своеобразная священная религия. И атеистов в этом смысле нет.
Любой приезжий человек, если отзовется пренебрежительно об Одессе, будет осмеян или отвергнут как собеседник. Из положительных качеств одесситов следует отметить их веселый, юмористический нрав. Не случайно Одесса является столицей юмора.
Об этом ходят легенды, зачастую имеющие реальную почву. Разве можно быть веселым, шутить, когда нет, например, воды? Но вспомним фильм "Жажда".
А что происходит в городе 1 апреля? Сотни тысяч заполняют Приморский бульвар, Дерибасовскую и окружающие улицы. Шутки, маски, песни, танцы - все это присуще ликующим и веселящимся людям вне зависимости от политического или национального их отличия.
Попробуйте направить происходящее движение в официальное русло. Например, по опыту латиноамериканских городов организовать карнавальное шествие.
Ничего не получится!
Карнавал будет сам по себе, а основная масса людей будет продолжать свое обычное, на первый взгляд, а в действительности - вполне определенное движение - Дерибасовская - Приморский бульвар - Екатерининская - Дерибасовская и т. д. Вероятно, поэтому в Одессе нет какого-то преобладающего политического движения.
С этим качеством смыкается и другая черта жителей этого портового города - страсть к бизнесу. Никакие социальные потрясения не затрагивают сущностные черты поведения, быта одесситов, если при этом не запрещается заниматься бизнесом, а проще говоря - тор говлей. Истинный одессит всегда кроме основной работы еще чем-либо занимается и в основном - "куплей-продажей". Не случайно поговорка-проклятье: "Чтоб ты жил на одну зарплату!" родилась в Одессе, но давно вышла "гулять" за ее пределы, как и многие другие изречения, появившиеся в этом городе, подхватываются в других городах и поселениях.
Одессита легко узнать по мягкости произношения, смешению различных языков, в основном - русского, украинского и еврейского, быстрому темпу разговора, чрезмерной жестикуляции, употреблению чисто одесских идиом типа "слушай сюда", "две большие разницы", "с кажите, вы не подскажете" и т. п., частым восклицаниям: "Ах, Одесса", "Ох, и порядки" и т. д.
В ряду черт одесситов можно отметить как положительную и в чем-то отрицательную черту - дотошность и иногда даже мелочность. Вот, например, типичный одесский анекдот:
"Стук в дверь. Дверь открывается.
- Скажите, вы тот, кто вчера вытащил тонущего моего Сеню?
- Да.
- Я его мама. Скажите, а вы не подскажете, где его кепочка?"
Феномен Одессы, одесситов многолик и многослоен, его рассмотрение может стать предметом многих наук и научных учреждений. На мой взгляд, это требует быстрейшего изучения, ибо миграционные процессы, дальнейшая урбанизация и вместе с тем экономическая разру ха изменяют неповторимый, своеобразный облик города и его жителей.

С любовью - Анатолий ОСТРОЖАНИН.




К оглавлению номера Подшивка О газете