РАБОТА НА ЭКОЛОГИЮ
В процессе перестройки и рыночных преобразований многие государственные структуры показали свою неэффективность при решении вопросов защиты окружающей среды. Кроме того, госструктуры, как правило, неповоротливы и зачастую не успевают реагировать на быстро изменяющиеся процессы в обществе, в частности именно при решении проблем экологии.
"Черноморская экологическая служба" (BSES), директор - Виталий Михайлюк:
- Для любого морского порта главной функцией является перевалка грузов. Заботе об охране окружающей среды в нашем обществе всегда уделялось второстепенное значение. Поэтому возникновение частных служб, подобных нашей, закономерно, что подтверждает опыт р яда европейских стран. Вот уже третий год мы работаем на самых потенциально экологически опасных участках Одесского порта - в Хлебной и нефтегавани, задача - уборка акватории от плавающего мусора и нефтепродуктов, постановка боновых заграждений, опломби ровка судовых клапанов, через которые возможен сброс вредных веществ за борт. Работы нашему специализированному судну МНМС-51 хватает. В порту есть еще четыре нефтемусоросборщика, которые мы готовы взять в аренду, чтобы распространить свои услуги на весь порт, однако пока это вопрос остается открытым.
Специалистами ЧЭС разработана широкомасштабная программа экологического
мониторинга всего Черноморского бассейна. Это комплекс регулярно
осуществляемых мероприятий, позволяющих вести постоянный контроль за
состоянием моря и окружающей среды. Ключевые мом енты:
- визуальные наблюдения за состоянием моря: авиафотосъемка, сканирование
поверхности, особое внимание уделяется акваториям морских портов Одесса,
Ильичевск, Южный;
- аналитические наблюдения за сбросами судов, предприятий, выносами рек,
прибрежные наблюдения.
Информация, полученная от сети датчиков, установленных по всей акватории
порта, поступает для обработки в компьютерный центр, где складывается единая
экологическая карта с указанием зон наибольшего загрязнения.
Вторая часть программы - мониторинг воздушного бассейна.
- В своей статье, опубликованной в "Портах Украины", вы говорили о том, что
нуждаетесь в помощи для осуществления этой программы. Какого рода поддержка
необходима "Черноморской экологической службе" сегодня?
- Финансовую помощь пока нам не оказывает никто - мы пытаемся зарабатывать
на жизнь сами. Поддержка нужна такая: привлечение научного потенциала,
создание специализированных лабораторий, закупка специального оборудования и
пр. Для этого требуются инвест иции - без помощи извне эту программу сами мы
не осилим.
- В своей статье вы упоминали о сотрудничестве с итальянской фирмой "SERVIZI
Ecologici Porto di Genova"...
- Да, действительно. В 1995 году был подписан протокол о намерениях по
созданию специализированного совместного экологического предприятия между
Одесским портом, нами и итальянской фирмой. Но вскоре после этого у
итальянской стороны возникли трудности в связи с отменой в Украине льготного
налогообложения для СП. Впоследствии мы сами по себе преобразовались в такое
специализированное экологическое предприятие, поэтому вопрос остается
открытым, хотя мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству. Я хочу подчер
кнуть, что независимо от того, будет создано СП или нет, мы развиваемся и
стараемся решать стоящие перед нами экологические проблемы в рамках ЧЭС.
- Вы собирались принять участие в экологической выставке в Москве?
- Да, но планы несколько изменились. В июне в Одессе должна состояться
выставка, приуроченная ко Дню экологии. Надеюсь, на ней мы будем представлять
интересы не только своей организации, но и интересы английской компании
"Вайкома", которая является в нас тоящее время мировым лидером по производству
экологического оборудования и оборудования по борьбе с разливами нефти и
нефтепродуктов. С компанией "Вайкома" мы подписали агентское соглашение в
декабре прошлого года.
Компания "Вайкома" обладает тридцатилетним опытом в научных исследованиях и
производстве систем для эффективного сбора нефтепродуктов с поверхности
морских и промышленных сточных вод. Это боновые заграждения быстрого
развертывания "Хай спринт", "Сентител ", "Хайдре", системы сбора нефти
"Комара", "Кебаб", баржи, плавучие емкости, портовые и береговые очистители и
многое другое оборудование. "Вайкома" представлена в 50 странах и обслуживает
морских и промышленных потребителей в более чем 120 странах мира.
- Вы перенимаете опыт у англичан?
- Мы выполняем в принципе те же функции, но, конечно, в более скромных
масштабах, чем всемирно известные сюрвейерские фирмы, такие, как "SGS",
"Saybolt", представительства которых, кстати, есть в Одессе. Но они занимаются
несколько другим видом услуг - в основном работают с грузами и судами. Мы же
предоставляем услуги исключительно в области экологии.
- Ваша служба занимается контролем судов? Вы можете, скажем, наложить на
судно штраф или запрет на сброс балластных вод?
- Ни в коем случае! Этот вопрос для нас очень принципиальный. Мы являемся
сюрвейерской компанией, то есть: получаем заявку от судового агента или
капитана судна на отбор проб и исследование качества балласта, выезжаем на
место и оперативно - в течение часа-полутора решаем вопрос. Для того чтобы
откатать балласт за борт, капитану судна необходимо предоставить сертификат
лабораторных исследований. И только Госинспекция охраны Черного моря вправе
дать разрешение либо запрет на сброс балласта, а также нало жить на виновное
судно штраф.
- Существует ли в вашем деле конкуренция?
- Конкуренция есть. Госструктуры несколько не дотягивают до нашего уровня
оперативности - мы работаем и в выходные, и в вечернее время, наши сюрвейеры
оснащены всем необходимым оборудованием: автомобилем, пейджерами, радиосвязью,
пробоотборниками. А из частных экологических лабораторий в Одессе мы, пожалуй,
одни имеем аккредитацию Госстандарта Украины на производство этого вида работ.
В общем, за три года у нас уже сложилась определенная репутация, и многие
предпочитают работать именно с нами. Поначалу,
правда, были трудности: агентские фирмы восприняли нас настороженно, но
постепенно все поняли, что мы делаем нужное дело, и в результате были
подписаны договоры с двадцатью агентами.
- А как вы определите сегодня отношение государства к экологии и
экологическим службам, в частности к вашей?
- Тоже очень важный вопрос. Мы - специализированное предприятие с
экологическим профилем и не занимаемся больше ничем: ни торговлей, ни
каким-либо другим бизнесом. Было бы справедливо, чтобы налоговая политика
государства к такого рода предприятиям была более щадящей, так как от нашей
деятельности в конечном итоге зависит здоровье всех. Об этом пришло время
подумать: в западных странах уже давно поняли опасность надвигающейся
экологической катастрофы, и средства, направляемые на экологию, не облагаются
налогом. Нам же пока приходится платить налоги наряду со всеми, приобретать за
рубежом дорогостоящее оборудование, уплачивая пошлину наравне с покупателями
ширпотреба.
- И, пожалуй, последний вопрос: перспективы развития "Черноморской
экологической службы"?
- Мы планируем продвигать наш сервис в другие порты Украины. Мы уже начали
работать в Ильичевске. Есть перспективы поработать в портах Рени, Измаил,
Южный, в Николаевском регионе, стараемся расширять сеть наших услуг, чтобы не
стоять на месте.
P. S. 1 марта танкер под мальтийским флагом "Athenian Faith" пришвартовался к
причалу N 1 нефтегавани Одесского порта под погрузку сырой нефти. Согласно
существующим требованиям танкер тут же был забронирован боновыми заграждениями
ЧЭС. 02.03.97 г. около 13.30 во время откатки балласта в результате разрыва
балластного трубопровода, проходящего через грузовые танки, произошел выброс
сырой нефти. Так как выброс был значительным (более 40 тонн), часть
нефтепродуктов попала в акваторию нефтегавани. Оперативно по команде
диспетчера нефтегавани работниками ЧЭС была заведена дополнительная нить
боновых заграждений и перекрыта вся акватория нефтегавани, тем самым был
закрыт доступ нефти за пределы портовых вод. Четыре портовых
судна-нефтемусоросборщика и МНМС-51, находящийся в аренде у ЧЭС, приступили к
сбору разлитой нефти. Разлив был оперативно локализован и спустя сутки
практически собран. По факту разлива сейчас работает комиссия, судовладельцу
будет выставлен значительный штраф за нанесение ущерба окружающей среде.
Предварительный анализ аварии показал, что средств, которые имеются в
настоящее время в Одесском порту для ликвидации подобных разливов, явно
недостаточно. Необходимы специальные нефтесборщики для сбора нефти с
труднодоступных мест гавани, необходимо спец иальное оборудование для замывки
стенок причалов и бортов судна, емкости для временного хранения собранной
нефти, сорбенты для сбора нефтяной пленки и многое другое оборудование,
которое уже давно с успехом применяется во всем мире.
Благодаря четкому взаимодействию и самоотверженности всех портовых служб - в
том числе и Черноморской экологической службы - удалось избежать более
серьезных последствий разлива.
Подготовил Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |