ЭКСПЕРТЫ

(Продолжение. Начало в N 10 "П-ф")

В лаборатории математического моделирования (заведующий Игорь Анатольевич Тищенко), в секторе фоноскопических исследований идентифицируют людей по голосу. Старший научный сотрудник, кандидат технических наук Александр Николаевич Шабля рассказывает:

- Мы определяем, монтировалась ли магнитофонная запись, записан ли голос интересующего следствие человека на спорной фонограмме, и если да, то что им было сказано. Так, если бы в свое время мы получили на исследование пресловутую магнитофонную запись Сем ена Печерского, то могли бы ответить на многие вопросы, по сей день являющиеся предметом многочисленных спекуляций.

Экспертизы у нас специфические, связанные преимущественно с делами о вымогательстве и коррупции. Сегодня технический и методический уровень исследований достаточен для того, чтобы вымогатели и взяточники не избежали ответственности, нужно только, чтобы бо рьба с ними была не демагогической.

Записи, которые мы исследуем, обычно делаются либо потерпевшей стороной, либо оперативным путем. Но бывают и исключения. Объединились две преступные группировки. Но доверия между членами банды не было и потому велась магнитофонная запись многих важных бес ед. Когда потом преступников задержали, магнитофонная запись, попавшая в руки правоохранительных органов, позволила точно восстановить картину преступления и расширить круг лиц, причастных к нему.

Лаборатория судебно-бухгалтерской экспертизы (заведующая Ирина Сергеевна Маленкова) выполняет работы по трем направлениям: бухгалтерский учет и отчетность предприятий, финансово-кредитные операции, экономическая деятельность предприятий. Конкретизировать здесь ничего не стали по соображениям служебной тайны, но отметили нарушения, встречающиеся чаще всего: сокрытие доходов и в связи с этим - платежей в бюджет; нарушения закона при приватизации и акционировании предприятий; на частных предприятиях, как пр авило, не соответствующий требованиям бухгалтерский учет.

В лаборатории строительно-технических и товароведческих исследований (ею заведует Елена Алексеевна Конченко) могут выполнить раздел домостроений и земельных участков, определить ущерб от залива квартиры, возможность раздела лицевых счетов, оценить квартир у по рыночной стоимости.

В качестве примера "зимнего иска" можно привести случай, когда разморозились системы отопления в пятиэтажке по улице Черноморского казачества, 97. Там не была своевременно слита вода, она замерзла, а потом разорвала металл. В доме, бывшем общежитии, живут одни старики...

Определят в лаборатории ущерб, нанесенный из-за ухудшения технического состояния квартир, домов в результате выполненных перестроек, достроек, которые делали соседи. Примеров таких много.

В 9-этажном доме в Суворовском районе в квартире среднего этажа стали делать арочный вход - в результате ослабились несущие конструкции дома.

На улице Чичерина рядом с двухэтажным домом построили пятиэтажный, причем на свайных фундаментах, что делать в подобных случаях нельзя. В результате, когда забивали сваи, здание дало значительную осадку (к тому же еще на дом упала стрела крана). Жильцы подлежат отселению.

(Совсем свежий пример. В здании по улице Пироговской в результате переустройств, которые делал один из соседей, обрушились кухни нескольких этажей. - Б. Ш.).

- Почерковедение - очень древняя наука, - говорит завсектором судебно-почерковедческих и автороведческих исследований Галина Васильевна Логвина, - а самое главное - это очень кропотливый и тяжкий труд, который бабушка советского почерковедения доктор юридических наук В. Ф. Орлова сравнивала с трудом каменщика.

Мы идентифицируем исполнителя буквенных и цифровых записей, а также решаем вопросы о подлинности либо неподлинности подписей, исполнителя неподлинных подписей. Почерковеды решают также диагностические задачи: выполнение записей либо подписей под влиянием "сбивающих" факторов - необычного психофизиологического состояния (опьянения, переутомления, волнения, болезни - говорим мы, к примеру, об "инсультной" подписи), неудобной позы, непривычного пишущего прибора и т. п., устанавливаем пол исполнителя текста, решаем задачи по исследованию подписей, выполненных с предварительной технической подготовкой. В автороведческой экспертизе решаем вопросы об авторе анонимного документа, месте формирования языковых навыков.

Сегодня по гражданским делам самый больной вопрос - квартирный, тут почерковедческую экспертизу назначают по исследованию подписей в договорах купли-продажи, заявлениях на приватизацию квартир, доверенностях, завещаниях.

Вы спрашиваете о громких делах?
Мы работали по делу Кудюкина,
по "Соло",
"Элайсу",
"Эксодусу",
"Зурбагану", многим менее известным делам.


В нашей практике встречаются весьма неординарные случаи.
Вот пример экспертизы, когда мы помогли установить историческую истину.
Гражданин в свое время доказывал, что принимал активное участие в революции.

Однако в архиве сохранилось донесение тайного осведомителя в жандармское управление и почерк, которым оно было выполнено, очень походил на почерк этого гражданина. Скрупулезное исследование позволило сказать, что тот человек не имел никакого отношения к донесению.

По уголовному делу об убийстве женщины (с расчленением трупа) мы получили на исследование листок с цифровыми записями. Следствие полагало, что это были подсчеты по купюрам, которые велись убитой. Однако эксперт, располагая образцами почерка убитой и ее квартиранта, доказал, что записи выполнены им. Это и другие доказательства помогли изобличить преступника.

Безусловно, компьютер облегчает наш труд, но ни в коей мере не заменяет опытного эксперта. Только за экспертом остается последнее слово, вывод, от которого зависит судьба, а зачастую и жизнь человека. Об этом мы никогда не забываем.

Борис ШТЕЙНБЕРГ.

Рисунок Николая Ильчука

(Окончание следует).






К оглавлению номера Подшивка О газете