ЗАКОРДОННЫЙ ТЕЛЕТАЙП

ПОЧЕМУ ХИТРО УЛЫБАЕТСЯ ДИРЕКТОР?

Сегодня уже и школьники знают, что разрушение Советской власти началось после упразднения народного контроля на одном из съездов Советов по инициативе Горбачева. С чего началось разрушение экономики СССР, знают только специалисты. Все началось с Законов " О кооперации", "Основы законодательства СССР об аренде". Не вдаваясь в подробности каждого способа закрепления имущества, можно сказать, что все они имеют место практически и в кооперативах, и в арендных предприятиях, и в акционерных обществах.

На этапе развития, когда СССР еще существовал, опасности в том, что остальная часть населения, не причастная к разделу имущества предприятий, окажется незащищенной в социальном плане, не было. Начавшаяся капитализация общества еще не вызывала большой озаб оченности населения. В указанных правовых актах были поставлены благородные цели: "...все большее значение приобретает аренда как новая форма социалистического хозяйствования. В целях развития арендного движения в стране, повышения эффективности промышлен ного и сельскохозяйственного производства, строительства, создания дополнительных условий для роста благосостояния советских людей, заинтересованности в достижении высоких конечных результатов труда Президиум ВС СССР постановляет...". После принятия Закон а "О собственности в СССР", которым закреплялась собственность за республиками, последовала резкая дезинтеграция и развал СССР. Условия, в которых должны были работать предприятия, стали совсем иными.

При цивилизованном подходе брать в аренду "собственное" предприятие казалось бы не нужно, потому что оно находится в полном хозяйственном ведении, если тем более под сомнением выкуп и надо платить арендную плату при постоянном дефиците оборотных средств. Но директор подписывает договор аренды. Во-первых, потому что до последней переоценки стоимость имущества была занижена в тысячи раз (например, стоимость основных фондов завода "Точлитмаш" в Тирасполе на 01.01.96 г. составляла около 7 тысяч долларов, а по состоянию на 01.01.97 г. - уже 11 миллионов долларов); во-вторых, приватизировав доходы от эксплуатации государственного имущества, арендатор получает возможность старое оборудование заменять новым, тем более если предприятие монополист, а таковыми на т ерритории ПМР являются все бывшие союзные предприятия. Многие считают, что металлургический завод ММЗ наверняка не приватизирован. Это не так. Находясь на копеечной аренде, ММЗ к настоящему времени уже разгосударствлен на 12 % - примерно на $ 30 млн.

Реальностью стал факт обнищания большинства населения в десятки и сотни раз. Найдутся многие из тех, кто оказался близко от государственной собственности, кто скажет, что нехорошо заглядывать в чужой карман. Но на этот "карман" работали многие поколения л юдей. Аренда, как и приватизация, была проведена без разрешения, которое могло быть получено только на референдуме. А при том состоянии, в котором находится экономика Приднестровья, приватизация крупной промышленности вообще губительна. Приватизация в стр анах СНГ (странах с общенародной собственностью) к подъему экономики не привела.

Один из бесконфликтных выходов из кризиса в ПМР многие специалисты видят в 100 % государственном акционировании; в палату законодателей Приднестровья внесен законопроект об изменении Закона "Об аренде", которым предлагается придать обратную силу и расторг нуть договоры аренды с предприятиями республиканского подчинения.

Н. Попов,
председатель Комитета
по промышленности палаты
законодателей ВС ПМР.

(Материал подготовил
Ян ЛИВСКИЙ.)





К оглавлению номера Подшивка О газете