УКРАИНСКИЙ ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ:


ПОЗИЦИЯ

"Как узнали Украину в мире? Олимпийские игры, на которых наши спортсмены показали, что это за страна, - во-первых. Во-вторых, я считаю: в мире знают наш флот. Вот в Австралии говорят: да, мы знаем - у нас ходит теплоход "Карелия". И когда было принято решение о снятии "Карелии" с рынка, то возмутились не только мы - возмутилась украинская диаспора в Австралии, австралийцы сказали - нет!"

С. М.

В нашем Черноморском пароходстве сегодня происходят изменения. Информационный вакуум в некоторых вопросах, кажется, преодолен, точнее - появилась информация по той простой причине, что что-то начало происходить с самим флотом.

Подробнее - из интервью с генеральным директором Украинского пассажирского флота С. В. Мелащенко.

- Сергей Васильевич, что происходит в структуре управлений Черноморского пароходства?

- Изменения уже произошли - с 10 февраля. Вы сейчас находитесь в организации, которая не имеет никакого отношения к ЧМП. Сегодня это предприятие под названием "Украинский пассажирский флот", и занимаемся мы не только судами Черноморского пароходства - мы вольны в выборе управления судами любого флота, как украинского, так и зарубежного. Но мы сегодня придерживаемся позиции в отношении менеджмента именно украинского пассажирского флота, поэтому и компания наша имеет именно такое название.
Нам на сегодня переданы в управление более десяти пассажирских судов. Мы не являемся правопреемниками пассажирского флота ЧМП, мы не являемся правопреемниками управления пассажирского флота. Мы - самостоятельная компания.
Наша организация - управленческая, мы занимаемся техническим менеджментом, крюингом (т. е. подбором кадров на суда), коммерческим менеджментом.

- Значит ли это, что вам не принадлежит суда пароходства?

- В собственности пароходства сегодня находятся три пассажирских судна: т/х "Одесса", уже почти два года как арестованный в Неаполе, т/х "Иван Франко", находящийся в Ильичевской бухте, - сегодня выставлен на продажу и т/х "Юность", находящийся на ремонт е в Одесском судоремонтном заводе. Весь остальной пассажирский флот пароходству не принадлежит. В собственности нашей компании не находится ни одно судно.

- Какие более глубинные структуры затронули перемены - если взять за основу бывшее управление пассажирским флотом?

- Во-первых, изменился контингент работников. То есть, теперь это действительно новая структура, самостоятельная организация. Начнем с того, что у нас раньше никогда не было такого понятия, как собственные финансы, счет, бухгалтерия и так далее. Можно го ворить о многом. У нас никогда не было службы технической эксплуатации - сегодня она создана. Не было службы безопасности мореплавания, не было службы пожарной безопасности, службы безопасности пассажиров - все связано с соблюдением международных конвен ций. У нас идет реорганизация, мы действительно должны стать организацией, управляющей пассажирским флотом. Мы еще ею не стали, но мы на пути к этому.

- С чего вы начинаете, какие перспективы видны, скажем, на ближайший год?

- Сохранение флота - сейчас самая главная задача. Приведение в соответствие к SOLAS - это международная конвенция, которая вступает в силу с 1 октября 1997 года. Это связано с повышением требований к судовладельцам и к судам и, кроме того, с сертификац ией компаний, как управленческих, так и каждого конкретного судна. Это перспектива на ближайший год. Что касается дальнейших перспектив - у нас действительно есть возможность введения в строй нового флота, но для этого необходима добрая воля государства.

Еще раз говорю: питать иллюзии на этот год не приходится. Поползновения к распродаже флота, к сожалению, есть, и не все согласовывается с нашим руководством. Мы противники того, чтобы флот распродать, но как будет решено нашим государством, так и будет...

- Сергей Васильевич, правда, что год назад у ЧМП как раз в подобном вопросе был выход из кризиса - в продаже части флота в счет долга и модернизации оставшихся судов?

- Я вправе говорить с вами сегодня только о пассажирском флоте, подобные вопросы должны быть адресованы к руководству ЧМП. Но то, что у пароходства была такая возможность и то, что была выбрана ошибочная позиция отдать управление компании "SILVERLINE" - стало сегодня очевидным.

- Вот вы говорили о доброй воле государства относительно флота. А она есть - добрая воля?

- Я хотел бы сказать, что сегодня государство не занимается развитием пассажирского флота. Думаю, это связано с тем, что в Украине никто и никогда не управлял таким флотом, и нельзя сказать - это наша беда или наша вина. Управление всегда осуществлялось центральным министерством - московским. А в нашем государстве и правительстве пока специалистов по этому профилю нет. Да, сегодня создан департамент и он находится в Одессе - но у него нет возможности влиять на политику правительства и государства, и наш флот пока определяется по остаточному принципу.

- Значит ли это, что вам и вашей организации досталась тяжелая и неблагодарная ноша?

- Я бы не сказал так безнадежно, потому что на сегодняшний день нам часто удается убеждать всех в правильности нашего выбора, и наши суда сейчас работают в Австралии, Америке, Германии, на Средиземном море. Работают вполне конкурентоспособно, и нельзя го ворить о том, что нам плохо. Возьмите бывшие союзные республики - даже Россию. Ни одна из них сегодня не имеет такого флота и таких возможностей. Нам досталось в наследство две трети пассажирского флота бывшего Союза. Сегодня такой флот напрочь отсутствует на Балтике и на Севере. Россия всего лишь пытается сейчас возродить такой флот на Дальнем Востоке и в Новороссийском пароходстве, а у нас все это уже есть. Единственное, что необходимо - чтобы наши правители научились извлекать из него выгоду для свое й страны.

- Какие пожелания вы хотели бы высказать со страниц "Порто-франко"?

- Я хотел бы сказать, что нельзя сегодня работать в полную силу, не являясь собственником. Потому мы со своей стороны делаем все, чтобы из компании управленческой мы стали компанией судоходной, судовладельческой. Мы хотели бы, чтобы правительство передал о нам в распоряжение флот, чтобы конкретно мы отвечали за положение дел в нем. Вот главное пожелание.

- У вас есть шансы?

- Вы знаете, это очень сложно, но, как говорят, - надежда умирает последней. Надежда у нас еще есть. Не знаю насколько эта фраза оптимистична, но я хочу, чтобы вы знали нашу позицию.

Продолжение интервью с Сергеем Мелащенко читайте в следующем номере "Порто-франко". Речь пойдет о том, как обстоят дела с возможностью открытия Крымско-кавказской пассажирской линии, о соcтоянии судов, находящихся под управлением Украинского пассажирского флота, о теплоходе "Одесса" и сроках его освобождения из-под ареста.

Подготовил Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.

Фото Ивана ЧЕРЕВАТЕНКО.




К оглавлению номера Подшивка О газете