Когда говорят, что, изучив английский по какому-либо курсу или системе, вы будете в подлиннике читать все произведения великого драматурга и поэта, не верьте. Шекспир - один из самых трудных писателей мира. Труден для приятия, сложен его язык. Согласимся, скажем, на Диккенса... Впрочем, ныне изучение иностранного языка имеет в основном утилитарное направление, связанное со служебной деятельностью.
Растущая потребность в освоении языка (английского, главным образом) породила множество сомнительных программ, сверхсрочных курсов, организаторы которых заверяют, что именно их самый, самый, лучший и неповторимый. Безусловно, есть и достойные. Желающим освоить язык часто приходится выбирать самим. Истинный же специалист комментировать деяния своих коллег сочтет нетактичным...
В 1993 году в Одессе создан Институт методов обучения иностранным языкам при Академии педагогических наук Украины. Директором его и основателем является Раиса Юрьевна Мартынова. Я знаю Раису Юрьевну с 80-х, когда писал о ее разработках в области изучения английского языка.
Основой деятельности Института является разработка системно-коммуникативного метода обучения иностранным языкам школьников и студентов. Сложно в объеме небольшой статьи рассказать о новом авторском методе. Суть метода Р. Ю. Мартыновой состоит в развитии устной и письменной форм обучения на основе предварительно сформированных языковых навыков. В отличие от всех других систем, включая мировую практику, это простое, доступное для всех обучение, строящееся на хорошо изученном языковом материале. Степень освоения чрезвычайно высокая, независимо от возраста и способностей. Это гарантируется многократным повторением изучаемого материала в устной и письменной формах в разных режимах, на разных уровнях в непринужденной игровой обстановке до тех пор, пока информация не войдет в долговременную память. Р. Ю. Мартыновой разработан специальный тест, позволяющий определить насколько прочно информация усвоена. Только при стопроцентном результате начинается обучение говорению. Каждый следующий лексико-грамматический материал обязательно связан с предыдущим.
Результаты можно видеть на занятиях организованных при Институте групп, куда принимаются все желающие. Для взрослых занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (астрономических), дети занимаются тоже 3 раза, но по 2 часа. За 4 года обучаемые профессионально овладевают иностранным языком в объеме достаточном для преподавания в школе и получают специальный сертификат. Учатся здесь и студенты факультетов иняза одесских вузов для получения более глубоких знаний. Преподаватели из англоязычных стран, посетившие занятия в экспериментальных классах школ города Обнинска, были поражены увиденным результатом: даже самые слабые ученики писали, читали и говорили без ошибок.
При обучении совершенно отказались от отметок, как весьма субъективного показателя. Плохая отметка начисто отбивает желание учиться. Знания оцениваются количеством ошибок. Даже имея одну ошибку, материал нужно пересдать. Лучшие обучаемые принимают зачет у менее успевающих.
За 5 лет сотрудниками Института разработано, апробировано и внедрено в практику преподавания школ городов Запорожья, Ильичевска, Николаева, Сургута, Калининграда, Хабаровска и многих других регионов Украины и России более десяти учебников по английскому, французскому и немецкому языкам.
В этом году директор Института Р. Ю. Мартынова избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук Украины.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |