СИЛЬНЫЕ ДУХОМ

Валентина, Валерия, Вера - то, что имена всех трех женщин начинаются на одну и ту же букву "В" - случайное совпадение. Их роднит нечто другое - сила. Сила не физическая - ни к одной из них нельзя отнести слова поэта: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Речь о другом: это женщины сильные духом.

1. ВАЛЕНТИНА

Осенью 1995 года в Японии проходил юношеский конкурс им. П. И. Чайковского, куда преподаватель школы Столярского Валентина Васильевна Балон привезла своего талантливого ученика Диму Корецкого. Уже после II тура члены жюри, отмечая успехи маленьких виолончелистов, назвали Валентину Балон преподавателем, входящим в десятку лучших педагогов мира.

Собственно, успех педагога - это всегда успех его учеников. За годы педагогической деятельности Валентина таким образом не единожды достигала признания. Также как в свое время достигла признания выпускница Одесской консерватории Валентина Балон, ставшая солисткой Новосибирской филармонии, выступавшая на фестивалях, в концертах, с оркестрами под управлением таких выдающихся дирижеров, как Карл Элиасберг (руководитель легендарного Ленинградского "блокадного" оркестра), Виктор Дубровский, Юрий Николаевский, Арнольд Кац. В те годы ее концертная деятельность превалировала над педагогической. Но последние 10-12 лет с переездом в Одессу и с началом работы в Одесской консерватории и школе им. Столярского педагогическая работа поглотила Валентину целиком. Ее захватила возможность воплотиться в учениках, продолжить себя в них, сформировать из ребенка личность, человека и музыканта. Работа с учеником один на один, работа с ним на одной волне (а иначе результата не будет) требует от педагога еще большей самоотдачи, больших затрат нервной энергии, нежели работа с целым классом.

А для педагога с такой яркой эмоциональностью, как у Валентины (она и поет, и вскакивает на сцену, и находит удивительные образы, и показывает сама) - урок требует такой же затраты энергии, как концерт повышенной трудности. И так по 8-10 часов ежедневно. Иногда Валентина удивляется сама, откуда у нее женщины отнюдь не могучего здоровья, берутся силы. Но я понимаю откуда: послушайте, как она говорит о своих детях "У Димки Корецкого такой медовый звук" (и я вижу золотящиеся на просвет медовые соты). "Это потрясающие дети, это самое яркое, что есть в жизни". "Человек по-настоящему талантлив только в детстве"... И это говорится при том, что с этими озорниками, еще не выросшими из желаний побегать с мячом, поучаствовать в дворовых баталиях, удрать с урока, бывает ох как трудно. Хорошо, если есть взаимопонимание с родителями. А бывает, что с родителями порой приходится сложнее, чем с ребятами.

Сейчас условия жизни накладывают новые заботы. Где взять деньги, чтобы повезти юное дарование на конкурс? И эта проблема часто ложится на плечи педагога. Но это уже вторично. "А главное, - говорит Валентина, - это то, что, когда я прихожу в школу, где много солнца и света, где царит атмосфера взаимопонимания, я благодарна судьбе, что свой опыт и талант могу отдать детям".

Здесь необходимо сделать две оговорки. Кое-кому может показаться, что работа в школе Валентине интереснее, нежели в консерватории - это совсем не так, тем более, что в консерватории учатся ее же подросшие ученики, это просто продолжение того же процесса. И второе, не подумайте, что у Валентины нет своих детей. Она и ее муж Эдуард Владимирович Рымашевский (музыкант, директор театра музкомедии) вырастили дочь Вику - талантливого журналиста и сына Алешу, будущего врача анестезиолога.

- Не жаль ли вам, что дети не пошли по стопам родителей?

- У них не было яркого музыкального дарования, а быть посредственностью не стоит.

За годы своей педагогической деятельности Валентина выпустила не менее 50 одаренных учеников. Они смогли занять достойное место в жизни и искусстве и на родине, и за рубежом. В чем же секрет успеха? Валентина считает, что существенную роль сыграл ее опыт работы в Новосибирской консерватории, она и к малышам подходит с теми же мерками и требованиями, как и к консерваторцам. А мне кажется, что просто она - педагог от Бога.

Вот лишь некоторые из ее талантливых учеников:

Люба Соловьева, дипломант международного конкурса;

Руслана Прокопенко, лауреат республиканского конкурса, ныне аспирант Московской консерватории;

Аня Пирожкова, лауреат республиканского конкурса, не единожды выезжавшая с концертными группами в Швецию и Швейцарию, сейчас студентка II курса консерватории, концертмейстер виолончельной группы камерного оркестра Одесской филармонии, участница квартета " Баварский дом".

Оля Лактионова, лауреат международного конкурса, восходящая звезда.

Олю и Аню сейчас пригласили участвовать в международном струнном женском конкурсе в Берне.

Нам остается пожелать Валентине Балон побольше ярких звезд на ее педагогическом небосклоне.

2. ВАЛЕРИЯ

Воспоминания современников сохранили образы мадам Рекамье, госпожи Де Сталь и других выдающихся женщин прошлого - умниц, красавиц, чьи салоны собирали самых интересных людей, великих писателей, политиков, мыслителей той эпохи.

То ли сейчас салоны стали слишком тесны, то ли очень расширился круг интересных вопросов, но разобщились интеллектуалы по узкопрофильным клубам. И все же есть в Одессе дома, собирающие в своих скромных стенах цвет наших современников. Об одном из них я расскажу.

Есть на ул. Мечникова одно старое общежитие. Если вы без эксцессов проскочите мимо бдительного вахтера, и пройдете длинным темным коридором до выхода во двор, то обнаружите, что по отношению к нему вы находитесь на втором этаже. Спустившись по крутоватой наружной лестнице, пересечете дворик, подниметесь на несколько ступенек в парадное, затем на еще большее число ступенек спуститесь вниз. Там в коммунальной квартире, окна которой находятся вровень с тротуаром ул. Манежной, вот уже 39 лет живет та, в чьем доме бывают поэты, писатели, музыканты, художники, журналисты, спортсмены... Назову лишь некоторых:

Всеволод Дябло - юрист, правовед, знаток Канта; Алексей Михайлович Иванов - талантливый художник из Петербурга; Анатолий Капустин - солист Одесской оперы; музыканты, преподаватели консерватории: В. Базилевич, Р. Ойгензихт, А. Бугаевский, профессор И. Лисовская, доцент Н. Завелион; часто бывали здесь поэт Юрий Трусов и семья музыкантов Бучинских; наезжают из Москвы писатель и художник М. Емцов, пианист А. Скавронский, дирижер А. Шароев, органист В. Рубаха. Заходит прекрасный пианист Алексей Ботвинов. Большими друзьями хозяйки были и мастера спорта - знаменитая волейболистка Фелиса Гольдгубер (живущая ныне в Нью-Йорке) и бывший боксер, а ныне корреспондент радио "Свобода" Дэви Аркадьев.

Красавица-хозяйка не встает им на встречу, но это не признак негостеприимства. Судьба распорядилась так, что Валерия-Лера от рождения приговорена к инвалидной коляске. Родилась она в этом подвале в семье музыкантов. Здесь со времен войны жили ее покойная бабушка и мать, сумевшие распахнуть для Леры подслеповатые подвальные окна в широкий мир. Им обеим, а также друзьям, посещающим этот дом, Лера обязана своим становлением, своей незаурядной эрудицией, своим умением жить, сопротивляясь обстоятельствам и недугу. Но мне кажется, что в еще большей степени она обязана самой себе. И когда Лера, отвечая на мои вопросы, жалуется на свою "лень, мешающую некоторым устремлениям", у меня возникает чувство протеста. Вот "выжимки" из нашей беседы:

Занятия: Иностранные языки, музыка (фортепиано), чтение, при необходимости - машинопись.

Хобби: Вязание, кулинария; любимые композиторы: Бах, Малер, Стравинский; любимые писатели и поэты: Томас Манн, Дж. Джойс, Мюссе, Э. А. По, И. Бродский; художники: Климт, Врубель, Дали, Шемякин; режиссеры: Бунюэль, Феллини; Стоун; певцы: Забела-Врубель, Вишневская, Каллас, Паваротти, Ди Стефано, Э. Пиаф, Дж. Джоплин, Дж. Моррисон; актеры: Солоницын, Хофман; ансамбли: "Битлз", "Доре", "Генезис".

Своим положительным качеством Лера считает открытость всему новому, ненависть к рутине.

Ее мечты: Договориться с ленью и, наконец, заняться французским. Ее цель: Прогуляться без переводчика по Парижу.

Пусть ее мечта станет реальностью!

3. ВЕРА

Еще до того, как судьба свела меня с Верой, я случайно обратила на нее внимание в автобусе. Вернее не случайно - на нее нельзя было не обратить внимания. В тот день я ехала в полупустом автобусе дальнего следования и от скуки проверяла теорию одного моего знакомого "знатока женщин", рассматривая входящих на остановках дам. В основном он оказался прав: вот вошла в автобус кокетливо, но небогато одетая хорошенькая женщина, пробежала взглядом по лицам пассажиров - заметили ли ее, оценили ли, как ей к лицу яркая блузочка? Роскошные дамы в автобусах попадаются редко, но если уж занес случай такую даму в общественный транспорт, то поведение ее целиком зависит от внешности. Красавица вообще ни на кого не глядит, "в упор", что называется, не видит. А не красавица - как выражается "знаток" "-" выдра в прикиде", - взирает надменно, заносчиво, победоносно, с пренебрежением...

Ну а бедно одетые, невзрачные дурнушки? По "знатоковской" теории они должны поспешно стушеваться где-нибудь в уголке, застенчиво пряча свое "убожество", потертость шубки... Иногда эти представления срабатывали верно.

Но вот я увидела Веру. Она опрокинула всю теорию... Вера была чудовищно некрасива. Костистое серое лицо с выпирающими над запавшими щеками скулами и лошадиными зубами. В виде компенсации природа засадила поглубже ее непонятного цвета небольшие глаза. Более чем скромная, видавшая виды одежды болталась на костлявых плечах, мешком свисала с плоской груди. Женщина была не одна. И хотя в автобусе оставались свободные места, но занявший рядом с ее спутником сидение пассажир не спешил пересесть, уступить ей место. А она не хотела отойти от того, с кем ехала, и стояла возле него, держась жилистой рукой за поручень, спокойно предоставив на всеобщее обозрение свою бедность и некрасивость. Глаза Веры большую часть дороги были устремлены на ее спутника, но когда она изредка поднимала взгляд, он неожиданно поражал своим умиротворенным спокойствием, в нем были уверенность, удивительное чувство собственного достоинства, удовлетворенность жизнью. Это был взгляд благополучной, счастливой женщины. Я гадала, что могло дать ей такую уверенность, такую силу? Работа? Вряд ли. Старая хозяйственная сумка в натруженных руках и скромный наряд исключали представления об удачной карьере.

И я, и они выходили вместе на конечной остановке. Я пробралась вперед, чтобы разглядеть ее спутника. Я увидела не очень молодого человека, судя по одежде, бывшего моряка. Вера нежно придерживала его за плечо, так как он был... слеп и до локтей без обеих рук. Выражение лица мужчины, когда он поворачивал голову на Верин голос (неожиданно глубокий и приятный) говорило об огромной любви, нежности и взаимопонимании.

Через год мне поручили написать об одном подводнике, потерявшем руки и зрение, и о его жене... Так я вторично встретила Веру.

Они поженились уже после аварии. Она медсестра, случайно пришедшая к нему в дом, в тот самый момент, когда он в отчаянии вскарабкался на подоконник, чтобы покончить с жизнью.

- "Вера подставила мне свое плечо. Она мои глаза и руки. Благодаря ей я не забываю как прекрасен мир, его краски, бархатистость цветов. Она мне читает (в доме большая библиотека), она помогает писать - мне есть о чем сказать. Она удивительно добра и прекрасна"...

У меня нет Вериной фотографии. Да она и не нужна. Увидьте ее тем внутренним взором, которым видит Веру ее муж.

Елена КОЛТУНОВА.




К оглавлению номера Подшивка О газете