НАСЛЕДНИКИ РОМОДАНОВА

Окончание беседы с нейрохирургом, научным сотрудников Украинского института нейрохирургии им. А. П. Ромоданова, кандидатом медицинских наук Евгением Алексеевичем Григорьевым. (Начало в NN 6, 7 "П-ф").


- Поскольку новая методика лечения опухолевых заболеваний мозга связана с использованием ферромагнитных частиц, следовательно, в ее разработке должны принимать участие специалисты в области физики и химии.

- Как я уже говорил - это большая тема. Ее мы разрабатывает совместно с Киевским институтом коллоидной химии и химии воды. Конкретно - с профессором Швец Тамарой Михайловной. Она - автор и огромный энтузиаст этой идеи, талантливый ученый. По ее методи ке получают мелкодисперсные порошки, состоящие из ферромагнитных частиц, другими словами - из крошечных, буквально микроскопических магнитиков. Такой порошок обладает высокой степенью намагниченности, которая тем больше, чем выше его дисперсность, то ест ь чем мельче частицы-магнитики. На эти частицы депонируется лекарственный препарат, способный уничтожить раковые клетки, или, по крайней мере, затормозить их рост. Сейчас Тамара Михайловна разработала методику покрытия таких частиц-носителей лекарства защ итной оболочкой из олеиновой кислоты.

- Это как лекарства в капсулах или таблетки в оболочках?

- Совершенно верно. Так вот, под воздействием магнитного поля ферромагнитные частицы локализуются в конкретно заданной области. Таким образом удается добиться высокой концентрации лекарственного препарата непосредственно в опухоли, что невозможно при обы чном способе его введения в кровь, когда врач ограничен так называемой терапевтической дозой.

- Мне это открытие представляется грандиозным!

- Это, безусловно, так. Профессор Швец свое открытие запатентовала. Вообще, спектр применения ферромагнитных порошков в медицине достаточно широк.

Но в случае лечения онкозаболеваний метод ферромагнитных частиц имеет еще одно преимущество: это одновременное воздействие на опухоль и химиотерапевтического препарата, и самого магнитного поля. При этой методике наблюдается резкая регрессия новообразован ия.

- В какой стадии работа сегодня?

- Работа приостановлена - нет денег. Финансирование научной тематики сокращено на 30-40 %. Сейчас заключен договор с организацией, берущей на себя финансирование этой работы. Кроме того, Тамаре Михайловне удалось заинтересовать нашей темой Кабинет Минис тров Украины. Работа будет продолжена.

- В начале беседы вы заметили, что одна из проблем нейрохирургии - это нейротравмы.

- К сожалению, с каждым годом число их растет.

- Но только не за счет производственного травматизма.

- Да, предприятия стоят, а травматизм все равно растет. Но нужно отметить, что нейротравматологическая служба в Украине очень сильна. В первую очередь сильна кадрами института нейрохирургии. Это заслуга Георгия Афанасьевича Педаченко. Он создал сильную ш колу и воспитал замечательных специалистов по черепно-мозговым травмам.

- А как обстоит дело со спинальными больными?

- В клинике спинальной нейрохирургии, которой руководит Николай Ефремович Полищук, производятся все оперативные вмешательства на позвоночнике и спинном мозге.

- Есть ли еще у вас интересные разработки?

- В отделении восстановительной хирургии, которым руководит член-корреспондент Академии наук Виталий Иванович Цимбалюк, проводят работы по имплантации эмбриональной ткани в функционально значимые участки коры головного мозга. В ряде случаев этот метод да ет положительный эффект при лечении детского церебрального паралича.

- К вам ездят из других городов на стажировку?

- Да, но, к сожалению, многих стажеров в операционную не заманишь. Отмечают направление и занимаются своими делами. К счастью, так ведут себя не все.

- Где нейрохирургия сильнее, в Украине или в России?

- Уровень практически одинаков. Кое в чем приоритет за Россией. Кое в чем он выше у нас. Мы с Россией идем параллельными курсами.

- Что ж, это отрадно слышать. Хотелось бы, чтобы и у нас в Одессе, городе с богатыми медицинскими традициями, нейрохирургия была на должном уровне.

- Я надеюсь, что так и будет.

P.S. Мне хотелось бы уже не в рамках интервью привести один рассказ, который Евгений Алексеевич поведал мне в свободном разговоре за чашкой кофе.

Когда в тот далекий уже вечер молодой нейрохирург Григорьев заступил на дежурство, насмерть перепуганный медперсонал еврейской больницы рассказал ему, что днем бандиты привезли к ним своего главаря с огнестрельным ранением брюшной полости. Под дулами пист олетов дрожащими руками хирурги сделали раненому операцию. Теперь врачи дружно молились за его выздоровление и не потому, что им посулили большой гонорар - альтернативой гонорару были бандитские пули.

Григорьев осмотрел больного и обратил внимание на его неврологический статус. Заподозрив неладное, он настоял на немедленном рентгене позвоночника и увидел... застрявшую в нем пулю. Она засела довольно удачно, не перебив спинной мозг. Григорьев решил: он будет делать операцию, она необходима. Коллеги всполошились: зачем рисковать, вооруженные бандиты - не шутка. Использовав свою власть дежурного, молодой врач взялся за операцию и успешно провел ее. Пуля была извлечена.

- Ну а что было потом? - спросила я.

- Потом больной умер от перитонита. В момент ранения его кишечник был полон. Это сыграло роковую роль.

- А бандиты?

- Бандиты оказались сознательными. Они пригласили своего эксперта, который дал заключение, что ранение было смертельным и что врачи сделали все возможное. На том дело и кончилось.

Думаю, что в памяти Евгения Алексеевича найдется не одна такая захватывающая история. Не посоветовать ли ему написать свои "Записки молодого врача", хотя бы о Любашевском периоде его жизни? Но это - когда-нибудь потом, потому что сейчас хирург Григорьев, его руки, его умение, его знания, его время нужны больным.


Беседу вела Елена ГАЛЬ.


От редакции.

Уточнение. В настоящее время клиникой внутримозговых опухолей, где работает Е. А. Григорьев, руководит профессор Владимир Давыдович Розуменко.




К оглавлению номера Подшивка О газете