НАСЛЕДНИКИ РОМОДАНОВА

Продолжение беседы с нейрохирургом, научным сотрудником Украинского института нейрохирургии им. А. П. Ромоданова, кандидатом медицинских наук Евгением Алексеевичем Григорьевым. (Начало в N 6 "П-ф").

- Вы утверждаете, что за границей о работе вашего института больше информированы, чем в Украине?

- К сожалению, это так. Приведу вам такой пример. Для больных, перенесших инсульт, повторное кровоизлияние может оказаться трагическим. Поэтому инсультного больного нужно лечить не только симптоматическими средствами, нужно, по возможности, устранить при чину, вызвавшую этот инсульт. Очень часто, особенно у молодых, мозговое кровоизлияние вызвано разрывом аневризмы сосуда. Аневризма - это локальное расширение сосуда, приводящее к истончению его стенок.

- Как в воздушном шарике? Чем больше его надуваешь, тем тоньше его стенки. А где тонко, там и рвется?..

- Конечно. Любое повышение давления может привести к разрыву истонченной стенки сосуда и вызвать кровоизлияние.

В нашем институте есть отделение эндоваскулярной (внутрисосудистой) нейрохирургии. В нем уникальным методом могут устранить возникший дефект сосуда, причем без хирургического вмешательства, без трепанации черепа и рассечения мозгового вещества, как делалось раньше.

Сначала ангиографическим методом определяют пораженный сосуд. Затем через сосуды конечностей в кроветок вводят очень тонкую трубочку с баллончиком на конце - это так называемый баллон-катетер. Под контролем, то есть наблюдая на экране за продвижением кат етера, его вводят в сосуды головного мозга. Когда он попадает в больной сосуд, баллончик начинают раздувать, пока он полностью не выполнит форму аневризмы. В тот момент, когда стенки баллончика приходят в соприкосновение со стенками сосуда, происходит сбр ос клеющего вещества. Таким образом стенки сосуда склеиваются с баллончиком, который их утолщает и укрепляет. Вот такой замечательный метод. Но врачи на местах о нем либо не знают, либо не хотят знать. Они лечат традиционными симптоматическими препаратами, оставляя в организме больного "мину замедленного действия" - аневризму.

- Но такую уникальную методику проводят лишь у вас в институте, как же охватить всех нуждающихся в ней украинских граждан?

- Наш институт мог бы принять всех нуждающихся в таком лечении больных Украины, да и не одной Украины.

- Кто руководит этим отделением?

- Это отделение создал и руководит им Виктор Николаевич Щеглов. Это удивительный ученый и человек. По обывательским меркам он "всего лишь к. м. н." - нет у него времени, чтобы заниматься написанием и защитой докторской диссертации, - но для тех, кто с ним работает, он профессор. Собственно, профессором его считают и называют во всем мире - в Лондоне, Париже, Токио, США, куда он часто ездит читать свои лекции. Щеглов создал школу. Теперь он пытается на базе эндоваскулярного отделения создать межобластн ые центры нейрохирургии, укомплектовать квалифицированными кадрами и проводить описанную операцию во всех регионах.

- Значит, можно надеяться, что такой центр появится и у нас в Одессе?

- Одного желания киевских нейрохирургов недостаточно. Нужно, чтобы на местах были необходимые экономические условия, чтобы не мешали политические и прочие амбиции. Иначе кризис в медицине не преодолеть.

- Вы работаете в области нейроонкологии. Вашему отделению тоже есть чем гордиться?

- Нейроонкологией занимаются в 4-х клиниках института: клинике онкозаболеваний гипофиза, клинике онкологии ствола мозга и двух клиниках онкологии полушарий (внутримозговые и внемозговые образования). Я занимаюсь внутримозговыми опухолями.

Наша клиника была создана по инициативе Андрея Петровича Ромоданова. Сейчас ею руководит его сын - профессор Сергей Андреевич Ромоданов.

Гордиться мы можем многим. Расскажу вам лишь об одной революционной концепции и об одной опять-таки уникальной методике. Начну с концепции.

В свое время выдающийся детский хирург Станислав Яковлевич Долецкий говорил: "Хирургия - это терапия, доведенная до отчаяния".

Раньше, когда у больного обнаруживали опухоль мозга, то практически сразу же брались за скальпель. Не всегда эта операция продлевала срок жизни больному, но, как правило, она вызывала его инвалидизацию, поскольку страдали жизненно важные центры. Бывало, ч то на операцию попадали больные, состояние которых было еще вполне сохранным, а из больницы они выходили парализованными инвалидами. При этом если в общей онкологии сроки ремиссии - временного улучшения - могут быть большими, то у наших больных они дост игали в лучшем случае от полутора до трех лет.

Поэтому теперь мы делаем упор на консервативные методы лечения. Потому что если качество жизни больного до операции выше, чем после нее, то такая операция не может считаться успешной. У нас в клинике были разработаны критерии, которыми необходимо руководс твоваться при выборе тактики лечения.

Теперь мы не оперируем сохранных больных, у которых опухоль локализована вблизи той области, в которой расположены жизненно важные центры, у которых опухоль глубинная. В этих случаях мы применяем химио- или лучевую терапию, другие методики. Оказалось, что при таком подходе не только улучшается симптоматика, а следовательно и качество жизни, но и продлевается срок жизни, иногда до 5 лет. Причем если даже приходится в итоге идти на операцию, то она проходит легче, так как опухоль оказывается "съежившейся", с более четкими границами, на которых часто происходит кистообразование, что еще больше облегчает операцию, так как киста - это жидкая структура.

Здесь играет роль еще один немаловажный фактор: больные боятся операции, они на нее не соглашаются, начинают искать альтернативные пути, бросаются за помощью к экстрасенсам, знахарям и упускают время. Консервативного лечения люди не боятся, они на него идут.

- Я слышала, что у американцев появился какой-то радиохирургический метод лечения рака?

- Да, воздействие высокочастотным полем. По заявлению американских онкологов, этот метод позволяет уничтожить опухоль раз и навсегда. Но такая реклама мне кажется преждевременной. Речь может идти пока только о длительной ремиссии, исчисляемой годами.

- А какие новые научные разработки проводятся у вас? В каких вы принимаете участие?

- У нас занимаются разработкой специальных методов лечения с учетом специфики нейрохирургии: здесь речь идет и о лазерной, и о криогенной терапии, и о создании антибластических, то есть противоопухолевых препаратов.

А с 1988 года мы разрабатываем большую тему, которая потребовала совместных усилий специалистов смежных профессий. Мы работаем над новой перспективной методикой лечения онкозаболеваний, связанной с использованием ферромагнитных частиц.

Беседу ведет Елена ГАЛЬ.

(Окончание следует).




К оглавлению номера Подшивка О газете