НКО И СМИ

Освещение и популяризация деятельности некоммерческих организаций (НКО) в средствах массовой информации (СМИ) - одна из важных проблем развития "третьего сектора".

В советские времена она решалась преимущественно путем целенаправленной пропаганды в партийных изданиях работы огосударственных общественных организаций (Совет мира, творческие союзы и т. п.) или периодических кампаний по освещению работы самодеятельных к ружков, клубов "по интересам", спортивных обществ, что тоже, как правило, было связано с выходом соответствующего партийного постановления.

В постсоветской ситуации (1991-1994 гг.) положение в этом плане резко ухудшилось. Коммерциализация газет, радио и в особенности телевидения, слабость новоявленных НКО - прежде всего в кадровых вопросах, неумение находить контакты со СМИ и целый ряд други х факторов привели к тому, что тема общественной деятельности - любительской, благотворительной и проч. - в периодической прессе практически сошла на нет. Отдельные публикации, радиоинформации и телесюжеты являлись следствием личной инициативы лидеров о тдельных НКО.

Первая в Украине попытка создать целенаправленную с и с т е м у освещения деятельности НКО была предпринята в 1994 г., когда в газете "Порто-франко" появилась рубрика "Третий сектор", в которой более или менее регулярно рассказывалось о работе некоммерчес ких организаций. Этот пример был поддержан и газетой "Одесский вестник". Тогда же определилась группа журналистов, которые имели вкус к деятельности такого рода. Это дало толчок к появлению проекта "Информация для третьего сектора", который был поддержан Международным фондом "Вiдродження" и реализован в течение декабря 1994 - июня 1995 гг. Этот проект целью своей ставил создание системы регулярного освещения деятельности НКО г. Одессы и Одесской области в средствах массовой информации путем подготовки и публикации статей, информаций, очерков в газетах, информационных циклов на радио, телевизионных сюжетов и программ.

Количественным результатом проекта "Информация для третьего сектора" стало появление свыше 300 публикаций в газетах (в том числе и в нашем издании), более 200 информационных сообщений по трем радиоканалам Одессы и украинскому радио, первого в Украине цикл а телепрограмм "Третiй сектор" на 7-м канале Одесского телевидения. Кроме того, информация о работе одесских НКО через систему электронной почты распространялась за пределами Украины - в России, США, Канаде, странах Балтии и др. Главным же достижением пр оекта "Информация для третьего сектора" следует считать то, что удалось привлечь внимание СМИ к проблемам НКО.

В настоящее время освещением деятельности НКО наиболее активно занимается Одесская областная Ассоциация молодых журналистов "Нова хвиля", в которой сконцентрировано большинство журналистов, в том числе нештатных, работающих над этой тематикой. Одной из пе рспективных задач Ассоциации "Нова хвиля" является создание постоянно действующего семинара "Пресса и НКО".

Сергей АЛЕКСАНДРОВ.




К оглавлению номера Подшивка О газете