РОМАН КОФМАН: "ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ Я БЫЛ НЕВЫЕЗДНЫМ"

Главный дирижер камерного оркестра Киевской филармонии, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Роман Кофман - человек разносторонних дарований. Блестящий дирижер, автор музыки, в том числе и театральной, сочинитель стихов и прозы, автор книги по психологии дирижерского искусства... И прекрасный собеседник.

- Человеку творческому жить сейчас, безусловно, интереснее, чем 15-20 лет тому назад: появилось неизмеримо больше возможностей. Однако если учесть экономическую ситуацию, резонно возникает вопрос: а когда было легче жить - тогда или все же сейчас?

- Лично мне сейчас и жить стало легче, потому что при советской власти я был "невыездным" на протяжении 16 лет.

- Почему?

- В поисках ответа на этот вопрос я могу вас направить в одну организацию, которая более компетентна, но на такие вопросы почему-то не отвечает. Я же могу только догадываться. Может быть, кто-то из членов моей семьи, отбывших из СССР, таким образом мне напакостил? Во всяком случае в семидесятых-восьмидесятых, дирижируя такими коллективами, как оркестры Большого театра, Ленинградской и Московской филармоний, Госоркестром СССР (которым руководил Евгений Светланов) и другими, из Союза я никуда не выезжал. Теперь ситуация изменилась: как бы компенсируя недоданное, судьба за последние пять лет дала мне возможность выступать в доброй половине европейских стран, в США, Канаде, Японии, Южной Корее (где я был главным дирижером Сеульского симфонического оркестра), даже на Тайване...

- Если "посмотреть и посравнить" уровень зарубежных и отечественных музыкантов, насколько он сопоставим?

- За границей, так же как и у нас, есть оркестры разного уровня. Коллективы-звезды, очень хорошие, просто хорошие, посредственные и слабые. Другая вещь, что постановка оркестрового дела на Западе (и на Востоке, кстати говоря) отрегулирована десятилетиями, а то и столетиями, как и система подготовки оркестровых музыкантов. У нас такой системы, к сожалению, нет.

Талантливых музыкантов Бог разбросал по земному шару приблизительно равномерно, и очень многое зависит от того, как и чему их учат. В Советском Союзе колоссальный вред оркестровому делу принесла ориентация музыкальных учебных заведений на подготовку исключительно солистов-лауреатов. К сожалению, эта тенденция сохраняется и в Украине. Правда, нынче молодые музыканты раньше своих профессоров осознали, что даже лауреаты самых престижных конкурсов сейчас мало кому нужны, и стараются побыстрее устроиться в оркестр, чтобы обеспечить себя работой.

- Украина, что греха таить, получила в наследство при разделе Союза много провинциального. Насколько ощутима эта провинциальность в классической музыке?

- На концертных эстрадах Украины звучит весьма ограниченный репертуар из вполне определенных авторов и произведений. Мы знаем очень мало мировой музыки, и наши слушатели в этом отношении просто обездолены по сравнению даже с провинциальными оркестрами любой европейской страны. Масса рецидивов провинциальности в организации концертной работы, в частности в организации рекламы. Сейчас, когда двери открылись, должен пойти процесс приобщения к очень широкому кругу музыки, о которой даже очень образованные наши музыканты зачастую не имеют понятия.

Но давайте подумаем: ведь украинской симфонической культуре так мало лет. Недавно я был в Лейпциге, где видел экспозицию портретов дирижеров местного оркестра начиная примерно с 1840 года. А от какого времени ведется отсчет симфонизма в Украине?! Как участники мирового процесса развития классической музыки, мы - композиторы, исполнители, дирижеры Украины - переживаем еще очень юный возраст, по сути период становления и приобщения. Хотя вклад свой уже вносим.

Украинские композиторы в последние годы заняли свое место в мировой табели о рангах. Достаточно назвать такое имя, как Валентин Сильвестров, творчество которого известно в мире не только музыкантам, но и слушателям. Я недавно записал на компакт-диск концерт для скрипки и оркестра В. Сильвестрова, который был ему заказан таким выдающимся музыкантом, как Гидон Кремер.

- Но перспектива у украинской музыки просматривается или же так и останемся вечными провинциалами?

- Перспектива есть, конечно. Бурным этот процесс не может быть, поскольку не могут появиться в одно десятилетие несколько Гайднов или Шубертов, но очень заметно оживление интереса к классической музыке.

Может, это и не совсем скромно, но приведу пример из собственной практики. В этом году меня настигла возмутительно круглая юбилейная дата, и я вместо официозов и получения подарков решил сам преподнести подарок моим дорогим киевлянам и организовал цикл вечеров "Роман Кофман и его друзья". В нем согласились участвовать Гидон Кремер, Маквала Касрашвили, Лиана Исакадзе, Вадим Репин, Наум Штаркман, Олег Крыса, Николай Петров, Сергей Стадлер и другие замечательные музыканты, которые оказали мне честь, позволив причислить себя к числу их друзей. Так вот, недавно проходил концерт из этого цикла, в котором с моим оркестром играли виолончелист Александр Князев и пианист Владимир Крайнев. И начало концерта пришлось задержать на полчаса, поскольку те, кому не досталось билетов, буквально штурмовали двери. А популярная в Киеве телекомпания "Тет" вызвалась быть информационным спонсором всего цикла - случай небывалый.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

(Окончание следует).




К оглавлению номера Подшивка О газете