НАСЛЕДНИКИ РОМОДАНОВА

В этот день коэффициент трения поверхности одесских улиц упал практически до нуля, а сила земного притяжения возросла раз в десять. Иными словами, ледовая ситуация достигла своего апогея.

Я иду на дрожащих от напряжения ногах и невольно размышляю о том, что если по статистике травматизм с каждым годом возрастает на 2 %, то какова та доля, которую в эти проценты вносит непобедимая у нас гололедица.

Мысли эти соответствуют моменту не только из-за того, что я иду по неубранному, непосыпанному льду, а еще и потому, что иду я на встречу с нейрохирургом, научным сотрудником Украинского института нейрохирургии им. академика А. П. Ромоданова, кандидатом медицинских наук Евгением Алексеевичем Григорьевым.

Беседа нам предстоит долгая и серьезная: о положении нейрохирургической службы в Украине; о направлениях работы 14 клиник, входящих в институт им. Ромоданова; о том, что благословенный технический прогресс, экологическая обстановка, современные продукты питания и стрессовые ситуации привели к тому, что -

во-первых ("во-первых" - в данном случае для меня, идущей по, ох какому скользкому: льду), наиболее часто встречающиеся сегодня нейропатологии - это нейротравмы, на которые приходится 30-40 % от общего числа травм, что по Украине составляет до 200 тысяч случаев в год;

во-вторых, наблюдается резкий рост онкологических заболеваний, немалая часть которых - это опухоли головного мозга;

в-третьих, заболевания сердечно-сосудистой системы - а 17 % сосудистой патологии приходится на инсульты и инфаркты мозга - по числу трагических исходов не уступают онкозаболеваниям.

И еще приходится отметить то, что в Украине эти общемировые тенденции усугубляются чернобыльским шлейфом, тяжелой экономической ситуацией и невниманием власть предержащих к здоровью своих сограждан.

Но нашу беседу с Евгением Григорьевым я начинаю с того, что прошу столичного гостя рассказать о себе.

- "Столичного", - смеется Григорьев. - Да ведь я одессит. И заканчивал я Одесский медицинский институт. Получил диплом с отличием и направление на кафедру хирургии. Но заняться наукой в тот момент мне не пришлось - к счастью, на кафедре не оказалось места. "К счастью" - потому, что я тогда уехал в Любашевку, где проработал 3 года в Центральной районной больнице, и это были лучшие годы моей жизни. Работа в районной больнице - это такая школа, о которой может и должен мечтать каждый врач, каждый хирург. Мне приходилось проводить все ургентные операции: травмы, аппендициты, грыжи, прободные язвы и так далее, приходилось оперировать на сосудах...

Все приобретенные в Любашевке навыки, опыт и знания в области общей хирургии мне весьма и весьма пригодились в дальнейшей моей работе нейрохирурга - ведь очень часто приходится сталкиваться с так называемыми сочетанными травмами, тут, если не иметь хорошей общехирургической подготовки, можно и потерять больного: с нейротравмой справишься, а, скажем, разрыв селезенки пропустишь...

- А как вы стали нейрохирургом?

- Мне из-за болезни матери пришлось вернуться в Одессу. Я попал на работу в 1 БСМП в отделение нейрохирургии, которым тогда, также как и сейчас, заведовал Дмитрий Владимирович Закаржевский. Работа в этом отделении очень тяжелая - травмы серьезные, оснащение абсолютно недостаточное. Плюс ко всему специфический контингент больных - очень большой процент социально запущенных личностей.

- И вы решили переехать в Киев?

- Мне хотелось идти вперед, чему-то учиться, меня интересовала область нейроонкологии. И я уехал в институт нейрохирургии - теперь институт имени Андрея Петровича Ромоданова. Андрей Петрович стал моим учителем. Я - его последний ученик.

И вообще, мы все в нашем институте - наследники Ромоданова, гениального нейрохирурга, прекрасного педагога, талантливого организатора здравоохранения, выдающегося государственного деятеля.

- Он был создателем института?

- Нет, институт нейрохирургии был организован академиком Арутюновым. Он возглавлял нейрохирургическую службу с 1945 по 1964 год, а затем переехал в Москву, где основал Московский институт нейрохирургии.

С этого времени Киевским институтом нейрохирургии стал руководить Андрей Петрович. При нем наш институт стал столь мощным учреждением, что по некоторым направлениям он является приоритетным. И это приоритет мирового масштаба. К нам приезжают нейрохирурги со всего мира - из Франции, Англии, Германии, Японии, США...

Причем приезжают для обмена опытом. У нас созданы уникальные методики.

Но парадокс в том, что за рубежом о них знают и интересуются ими больше, чем дома, в Украине.

Беседу ведет Елена ГАЛЬ.

Фото Михаила Рыбака

(Продолжение следует).




К оглавлению номера Подшивка О газете