АРТ-ЛАБОРАТОРИЯ

ПАРНИКОВЫЙ АФФЕКТ

Связь между понятиями экология и культура стала основной темой выставки современного украинского искусства "Парниковый аффект", которая открылась 30 января в Киеве в галерее Центра современного искусства Сороса. Кроме киевских художников Александра Гнилицкого, Максима Мамсикова, Александра Харченко, Василия Цаголова, Ильи Чичкана в совместном арт-проекте принимали участие трое одесских художников - Игорь Гусев, Дмитрий Дульфан, Глеб Катчук.

На выставке были представлены работы, принадлежащие к радикальным жанрам - инсталляция, компьютерная графика, видио, объект. Концепция выставки, принадлежащая ее куратору Александру Соловьеву, обращается к установлению связи между современной культурой и экологией, находящихся в состоянии "духовной" и "климатической" катастрофы.

"...Понятия Искусство, Климат иногда тесно сталкиваются, когда, например, употребляют словосочетания: "духовный климат", "культурный климат", или подразделяют культуры (как Леви-Строс) на "горячие" и "холодные". Общеизвестно также, какова великая роль природных катаклизмов в судьбе культур и цивилизаций прошлого. Возникает вопрос: насколько и как она изменится в процессе "климатической катастрофы", которая надвигается?.. Климат в актуальном искусстве Украины сегодня характеризуется неоформленностью, туманностью. Это во многом герметичный, "парниковый" климат. "Новое украинское искусство" до сих пор не индентифицировалось. Оно словно двигается по инерции частного распада, утрачивая недавнюю энергию своего "неожиданного" постмодернизма и не заряжаясь новой. Именно теперь ему, словно озон, необходим какой-то экстремальный, "катастрофичный" вектор. Как ни странно, требуется увеличение внутреннего "парникового эффекта", превращения среды в котел, в котором "кипение паров" вызывало бы новое движение..."

Таким образом, выставка "Парниковый аффект" основывается на основных тенденциях современного искусства, благодаря которым частная индивидуальная практика отдельного художника осуществляется одновременно на нескольких уровнях. Первый - разработка нового, современного художественного языка в процессе самораспада прежних культурных установок. И второй уровень - способ на частном примере обращаться к глобальным проблемам современного мира, переживающего все тот же процесс самораспада прежних установок, причем не только в культуре, но и в социальной сфере, политике, экономике и т. д.

Олег МЕЛЬНИЧУК.




К оглавлению номера Подшивка О газете