СТРАСТИ РОКОВЫЕ

МУЗЫКА МЕРТВЫХ ГОРОДОВ

Заметки с фестиваля "Белый Звук-96"

(Окончание. Начало в # 3) На общем фоне последнего фестиваля "Белый Звук", пожалуй, лишь о двух группах можно было сказать, что они имеют свое лицо. Киевская "Пирата бэнд" играет танцевальную гитарную музыку с использованием записи ритм-секции и наложений электронных эффектов. Мелодичные композиции, навеянные украинским этносом, органично соединяли модные веяния западной гитарной музыки с традиционной песенной "славянщиной". По-своему достигает гармонии между музыкой и текстами одесская группа "Принцесса Бурунди". Черновой музыкальный ряд, образованный с помощью акустической гитары, электрогитары и шумовых эффектов (жестяные листы, детская сопилка и т. д.) плюс жесткие стихи, производящие эффект удара:

"...Раненый в горло без

особой вины,

Не будь таким гордым,

не будь таким злым.

Раненый в голову без

особых причин,

Если хочешь - будь

гордым, если можешь - будь

злым".

Мрачные игры, замешанные на философии Ницше, которая сквозит в песнях "Принцессы Бурунди", конечно же, не новы. Теперь уже даже можно спорить, насколько они стали уместны в современной музыке. Но это - уже честная позиция музыкантов, которая воспринимается как явление, а не вызывает желание искать аналоги. Впрочем, от одного "аналога" уйти все же не удалось. Солист "Принцессы Бурунди" начал выступление с традиционных заморочек в духе Егора Летова, объявив "Первый славянский фронт контркультуры" и обещая зрителям соответствующие впечатления, как и положено заверив, что "больно не будет". Тем самым подтвердив, что музыканту лучше меньше комментировать свои песни, чтобы случайно не обронить цитату "классиков".

Отдельным номером разговорного жанра стало выступление "Лампы" из Николаева. Пока музыканты решали проблемы с аппаратурой, солист самоотверженно грузил зрителей текстом, напомнив американский фильм, в котором один темнокожий вначале долго выкуривал сигарету с подозрительным наполнением, а затем так же долго говорил в камеру почти то же самое. Когда же аппаратура была подключена, то фразой "Я играю попсовую музыку и не боюсь этого" солист уже и так все сказал. Словно в альтернативу стильной и дорогой музыке музыканты "Лампы" выдвигают принципиально недорогой звук на дешевых инструментах, простую, подчеркнуто небрежную музыку. Словом, маргинальные явления в музыке, как выяснилось, все еще встречаются.

Как еще одно тому подтверждение, на фестивале неожиданно мелькнуло творческое завещание "Гражданской обороны" в лице очередного последователя, - барда из Костромы Владимира Аникина. Смотреть на мертвую эстетику russian undergraund оказалось забавно. Тем более теперь, когда даже самые забойные альбомы "классиков жанра" изданы на компактах и спокойно себе пылятся на прилавках рядом с компактами Алены Апиной или "На-На", давно уже став чем-то вроде "Ласкового мая" андерграунда. В коротком выступлении Владимира Аникина уместилась вся их антология. Тут вам и идеи великого славянского единства вперемешку с вышибающими слезу строчками "Россияне превращаются в людей второго сорта..." и призывами "Янки, go home! Убей янки!" - очередная копия "подвига" Роберта Смита многолетней давности. Здесь же и модное в подобных кругах язычество и пресловутые три аккорда плюс, мягко говоря, оставляющие желать лучшего вокальные способности. Словом, IVAN-PUNK - самый что ни есть PUNK в мире! А когда, следуя железной логике выглядеть подпольщиком любой ценой, певец задушевно запел: "Лучше фашизм, чем повальная наркомания и куча жлобов", - то как уж тут без смеха воспринять такие неординарные решения насущных проблем современности. А тут еще и небольшая кучка тусовки, следуя той же цели и учуяв знакомое по школьным учебникам слово, замерла у сцены в стойке солдат третьего рейха, добавив дополнительных впечатлений в разыгранную комедию.

Впрочем, ошарашенным организаторам "Белого Звука" в тот момент было не до смеха. По слухам, вскоре после этого в оргкомитете фестиваля раздался звонок "сверху", из которого следовало, что два будущих фестивальных дня теперь под очень большим вопросом. Прокомментировать эту информацию организаторы по известным причинам отказались, хотя и признались, что детские игры тусовщиков во фрицев под Сталинградом стоили им многих усилий, чтобы фестиваль всетаки продолжался. А результатом стало запрещение выступления другого барда из России Александра Непомнящего. Таким образом, "условный раздражитель", хоть и непревзойденный по своей убогости, тем не менее вызвал на одесской почве совершенно нешуточную реакцию в лучших традициях 37-го года. Так что это еще нужно посмотреть, где и в лице кого стоит искать настоящий фашизм.

Как бы там ни было, но злополучный инцидент имел и свои достоинства. Современная музыка - это не послушный ребенок, которого можно погладить по макушке и извлечь из этого дивиденды. Поэтому те, кто рассчитывал видеть в очередном фестивале "Белый Звук" то ли посткомсомольскую "Червону руту", то ли акцию "Голосуй - или проиграешь", получили достойный урок. А список соорганизаторов и спонсоров "Белого Звука" в этом году был довольно забавным для фестиваля рокмузыки: Комитет по делам молодежи облгосадминистрации, Христианско-демократическая молодежь Украины.

...А в целом, очередной фестиваль "Белый Звук" прошел так, как обычно и проходят рок-фестивали в наше время: скучно, иногда с проблесками и даже со скандалом, что в нынешнее время большая редкость. Побольше бы таких фестивалей. А иначе - ну куда бы можно было пойти за новыми впечатлениями на протяжении трех холодных декабрьских вечеров.

А между тем...

Во всем мире все большее количество музыкантов отдают предпочтение студийной работе, заявляя, что лучшие времена концертной деятельности прошли, а в будущем концерты как таковые исчезнут совсем. Культовая группа девяностых "Future sound of London" до сих пор не дала ни одного концерта, осваивая новую форму "виртуальных выступлений": передача музыки с компьютерной графикой через Интернет и специально разработанные компьютерные программы. На смену рокмузыкантам с их нафталинным мышлением и загнившим дешевым пафосом пришли киберпанки и хакеры. Жизнь продолжается и бьет ключом (преимущественно, по голове).

Олег МЕЛЬНИЧУК.




К оглавлению номера Подшивка О газете