"ОНИ ПОДНИМАЮТ ДУХ НАЦИИ"

Да, Терзеула, одного из сильнейших восходителей мира, не взяли в сборную Украины. Но у него сразу же появилось несколько предложений подниматься с иностранцами. Первыми мгновенно откликнулись поляки - их восхождение на Аннапурну он и возглавил. Время обоих восхождений полностью совпало. До этого был майский отбор в сборную страны на Кавказе, который Владислав успешно преодолел. Но затем он за два месяца до Аннапурны решил подняться на Гашербрум-2 (8035 метров), что в горной системе Каракорум в Пакистане...


ВЛАДИСЛАВ ТЕРЗЕУЛ: "...ИНАЧЕ ОСТАНОВИТСЯ ЖИЗНЬ"

- Дальнейшие события подтвердили мою правоту: остаточная акклиматизация с Гашербрума-2 очень помогла мне на Аннапурне. Никакого моего открытия в этом нет, факт общепризнан наукой и практикой.

На Гашербрум-2 Терзеул ходил в составе большой южнокорейскоевропейской экспедиции вместе с одесситами: известным тренером и организатором Вадимом Свириденко и Александром Власенко. В 1995 году они же были на Броуд-пике (8047 метров), перед этим установили в горах плиту в память погибших Александра Пархоменко, Алексея Харалдина, Дмитрия Ибрагим-заде.

- Удивителен наш альпинизм, - говорит Владислав. - У Саши Власенко в его 54 года Броуд-пик стал первым восьмитысячником! В каком еще виде спорта в таком возрасте возможно подобное достижение?

Самому Терзеулу - сорок два, он словно сошел со страниц северных рассказов Джека Лондона. Невероятно, но у нынешнего альпинистского асса до двадцати пяти лет было активное неприятие альпинизма!

- В юности я занимался спортом, плаванием. Об альпинизме, конечно, знал, но понять, что нужно в горах этим странным людям, не мог. Так было до тех пор, пока я не попал однажды с ними в горы. Моя жизнь совершенно переменилась. Я оказался совсем в другом, прекрасном мире, который познакомил меня с удивительными людьми, с их суровыми и трогательными отношениями.

- Владислав, ходи в горы хоть тридцать лет еще. Но ведь гибнут люди! Вот так же беседовали мы с Дмитрием Ибрагимзаде, так же горели у него глаза, когда он говорил о горах. А потом он ушел туда и не вернулся. И вам с Горбенко довелось найти их замерзшие тела. Извини, но кто тебе гарантирует, что в следующий раз не останешься там ты?

- Гарантий, конечно, никаких нет, как, впрочем, и внизу. Нужна хорошая подготовка, и тогда непредвиденные случайности будут сведены к минимуму. И теперь ведь могли людей оставить, все дело в тренированности, в подготовке. А риск... Вот ехать сейчас по обледенелой дороге гораздо рискованнее, чем ходить в горы. Но кому-то ехать нужно, иначе остановится жизнь.

А теперь Владислав Терзеул рассказывает о восхождении на Аннапурну ( в этом ему помогает и дневник, который он вел).

- Непал, северная сторона Аннапурны, классический маршрут, по которому в 1950 году поднялись Морис Эрцог и Луи Лашиналь, и с трудом, с обмороженными пальцами, спустились. Аннапурна - это вообще первый покоренный восьмитысячник.

В составе нашей гданьской экспедиции десять человек из Польши (руководитель экспедиции - Вальдек Сорока), один - из США, один - с Украины (я руковожу восхождением). Мне нужен был сильный человек рядом, им стал Анджей Марченьяк, мой давний товарищ. Шесть лет назад на Эвересте попала в лавину вся польская команда, в живых остался только Анджей. Долго потом пришлось выводит его из стресса.

ХРОНИКА ВОСХОЖДЕНИЯ

Шесть дней трек (переход) до базового лагеря (В. С.).

3.09 - пришли на место В. С. (высота 4300 метров).

6.09 - организован В. С. (травянистый склон правой морены ледника).

8.09 - за два дня работы (разрушенный скальный гребень) проложен путь до лагеря 1 (С-1,5200 м).

9.09 - за день работы на снежных склонах поставили С-2 (5700 м) в километре от ледовой стены северного склона, под защитой ледовых трещин.

Со склона постоянно идут гигантские лавины, которые поглощаются трещинами ледника, не доходя до лагеря, но облака снежной пыли часто проносятся над лагерем. Ударная волна рвет палатки, раскидывает вещи. Лагеря 1 и 2 стоят в традиционных местах (рисковые люди). Классический маршрут очень опасен - лавины, год 1996 усложнил его из-за большого количества снега. Необходимо искать безопасный путь. Он есть, но пугает первоначальной сложностью, это северо-западный гребень, переходящий в рант склона.

Здесь, на 5700, находится мемориальный комплекс с десятками фамилий погибших альпинистов. С 5700 метров пошли нетрадиционным путем. Сразу было видно, что безопасней, потому что по гребню и прямее. Маршрут должен быть рельефным, восприниматься едино, этот маршрут абсолютно логичный.

10.09 - спуск на два дня в В. С. для отдыха.

18.09 - организован лагерь два бис (С-2'), 6200 м, для обработки километрового гребня.

19.09 - пройдена снежноледовая стена (150 м, 60-90 градусов) на гребень.

20.09 - В. С., отдых.

24.09 - С-2 - С-2' + пройдено 70 м гребня.

25.09 ... 150 м гребня.

26.09 ... 250 м гребня.

27.09 - непогода, уходим в В. С. - отдых.

2.10 - старт В. С. - С-2, погода плохая, снег.

3.10 - С-2 - С-2', начало непогоды, сильный снег - более метра в сутки, гремят лавины - ловушка.

7.10 - погода поправилась. Прошу поляков остаться, хотя бы одного для работы со мной, но все устали. Уходим вниз. Подрезаем лавины, медленно идем вниз. Вся экспедиция собирается в лагере.

8.10 - день переломный. Устраиваю разбор восхождения. Работа идет плохо. К горе надо идти. Трудно, но надо идти навстречу, гора сама не придет в В. С.

9.10 - весь вспомогательный состав экспедиции ушел вверх - началась подготовка восхождения. Мы с Анджеем вычерчиваем планы движения по каждому участку, графики движения снаряжения и продуктов. Все готово: по плану 19 октября - штурм!

10.10 - В. С. - С-2 (темп сильный).

11.10 - С-2 - С-2' и далее пять часов работы на гребне, освободил 500 м перильной веревки и проложили 100 метров новой. Весь состав работает с подъемом, все рвутся на гору. 12.10 - гребень пройден! Маршрут к горе открыт! Пробились до места постановки С-3 (6400 м). Группа организовывает постановку лагеря, мы с Анджеем, не теряя времени, уходим работать выше. Возвращаемся по темноте, устали, но довольные. Пошло! "Сломал" бельгийскую экспедицию работать с нами - тоже несут грузы в С-3, они ушли с классики.

13.10 - работа выше С-3, лед, фирн (фирн - это крупнозернистый, слежавшийся снег, постепенно уплотняющийся фирн превращается в лед), ветер, мороз. Эйфория у поляков прошла, откатываются вниз. Бельгийцы тоже просят отойти на пару дней в В. С. Пройдено за день 220 метров. Впервые Анджей работал самостоятельно. Скоро из помощника родится напарник.

14.10 - день солнечный, но очень сильный ветер. Маршрут веду по самому краю скального ранта, который справа обрывается двухкилометровой стеной на западный ледник. Высота 7 тысяч метров. Рельеф постоянными ветрами с запада очищен от снега - надежные скалы, жесткий лед. Строгий, надежный маршрут, в дело идут ледобуры, скальные крючья. Время от времени заглядываю в щекочущую двухкилометровую бездну - красота. Вечер. Прокладываю последние метры перильной веревки, в десяти метрах надо мною - небольшой снежный гребень. Что за ним? Тупик маршрута - наша ошибка или надежный путь? Веревки не хватает, довязываю 15 метров стропы (рисково, но любопытство выше). Прошу Анджея страховать, внимательно и осторожно начинаю ледорубом разрушать снежный гребень. Вечерняя тень усиливает холод, морозный ветер обдирает щеки, снежной крупой бьет по глазам. Удар ледорубом - и на меня рушится часть гребня. По глазам бьет слепящий свет солнца. Волна адреналина прокатывается по усталому телу. Мгновенно согрелись руки, ноги, горят жаром уши. И только позже я сознаю, что передо мной - залитое вечерней зарей почти ровное снежное поле. Дальше, за ступенями скальных взлетов, видна вершина.

ПУТЬ К ГОРЕ ОТКРЫТ!!!

Закрепляю веревку, подходит Анджей. Выходим на плато. Тут же ураганный порыв ветра ставит нас на колени. Непроизвольно отворачиваюсь от ветра и солнца и... вздрагиваю: в нескольких сотнях метров, на густой поляне облаков вижу две гигантские тени, вокруг которых сияет двойной радужный ореол. Сколько раз сталкиваюсь с этим природным явлением, но каждый раз по спине проходят мурашки - необычность. Кричу сквозь ветер:

- Анджей, смотри, мы святые! Но Анджей осторожно обрывает:

- Нельзя так, это Гора Святая, молчи... Так мы и стояли на коленях на залитом последним солнцем снегу в километре от вершины и в сорока днях работы от начала экспедиции. Но мы уже верили, что поднимемся на гору.

15.10 - С-3 - С-4 (7400 м). Тяжелые рюкзаки, поставили малую палатку, организовали С-4, подготовились к дальнейшему (караван не может даже по перилам догнать нас).

16.10 - пройдено примерно 300 метров сложного рельефа, подошли под скальный барьер - второму ключу маршрута, высотой примерно сто метров. В С-4 подошла вторая группа из трех человек, ставят палатки.

17.10 - работаем на скальном барьере. Прошел до ключа, осталось метров пятьдесят, но шестой категории сложности. Это на высоте 7500. Рельеф дальше ненадежный. Анджей советует уйти влево, там надежнее. Завтра посмотрим. 18.10 - утро, очень сильный ветер. Полдня работаю, но выхожу на висящие плиты - опасно. Анджей пробует идти влево - скалы вертикальные, но крепки. С трудом, но пошло.

19.10 - ветер, холод собачий. Ура! Анджей прошел Барьер. Поднялись на плато. До вершины 500 метров по вертикали и примерно два километра наклонным плато. Но уже все видно, все ясно.

Штурмовая группа приготовилась вечером: Вальдек Сорока, Кристов Тарасевич, Яшу Шульц, ну и мы с Анджеем Марченьяком. Это сильные польские альпинисты с десятками гималайских экспедиций, с опытом восхождения на восьмитысячники. Но... Польские восходители решили стартовать не в семь утра, как планировалось, а в четыре. Но ночью был сильный ветер и мороз. В итоге, в семь утра начали движение к вершине Владислав Терзеул и Анджей Марченьяк. Дальше все шло по плану: в десять часов прошли барьер и потом в связке - до вершины. 20.10 - 15 часов - 8091 метр, вершина Аннапурна! Я долго искал следы украинской экспедиции, как было бы здорово здесь обнять ребят! Но их не было. Как оказалось потом, они поднялись несколькими минутами позже. Непостижимо!

15.58 - заканчиваю видеосьемку, и через несколько минут начинаем спуск. Весь подъем и спуск 20 октября снимался из базового лагеря тремя видеокамерами со стократным увеличением.

В 18 часов мы были в С-4, 22 октября - в базовом лагере.

Окончен рассказ Владислава Терзеула. Но продолжается его Восхождение. Его не остановить ни силам природы, ни обстоятельствам.






Борис ШТЕЙНБЕРГ.

На фото:

- Владислав Терзеул.

- Анджей Марченьяк.

- Укрытые снегом и облаками.




К оглавлению номера Подшивка О газете