Заметки с фестиваля "Белый Звук-96"

МУЗЫКА МЕРТВЫХ ГОРОДОВ

Очередной, уже пятый по счету фестиваль "Белый Звук" прошел под знаком больших изменений. В этом году в лагере его организаторов произошла смена поколений, и в год своего пятилетия фестиваль отметил новое рождение. Новая команда оргкомитета решила отказаться от прежней акустической направленности фестиваля, и начиная с этого года его название выглядит так: Фестиваль независимой музыки "Белый Звук". По мнению организаторов, юбилейный фестиваль был призван стать "демонстрацией достижений новой украинской музыки за пять лет ее существования". И со своей задачей он вполне справился. Разве что самих "достижений" оказалось примерно столько же, сколько и достижений самого же независимого украинского государства за те же пять лет его существования.

А началось все довольно символически: с самого главного "достижения". По причине плановых отключений электроэнергии гуманитарный корпус ОГУ, в котором проходили фестивальные концерты, на два часа погрузился в кромешную тьму. Поэтому открытие было перенесено до лучших времен (на 1 час 30 мин). Ничего не поделаешь - энергетический кризис, он и в день открытия "Белого Звука" энергетический кризис. Когда же снова появилось долгожданное электричество, то первой на сцену вышла группа "Виранда" из Помошной: сборная солянка из "The Cure", "Алисы", "Нау", "Pink Floyd", украинских мотивов и устаревших арт-роковых гитарных партий. Одним словом, "с миру по нитке". Вообще, всем известное утверждение, что уж чего не хватает украинским музыкантам, так это оригинальности, еще раз напомнило о себе на частном примере фестиваля "Белый Звук". Поэтому ненавязчивые сравнения с известными группами разных времен и народов возникали во время концертов еще не один раз. Среди участников: одесская группа "Поворот Винта" - семидесятые годы, "Led Zeppelin", ностальгия по золотым временам блюза, и этим, кажется, сказано все. Группа "Радио" - те же семидесятые, музыка в традициях советских рок-баллад образца "Воскресения", "Мифов" и т. д. Модная одесская группа "Унесенные ветром" - классический вариант коммерческого рок-н-ролла, ранние "Браво" или "Секрет". Группа "Батискафф" - начало девяностых, коммерческий гранж, о котором уже все забыли. Группа "Галерея" - нечто, если попытаться представить себе золотую середину между "Nirvana" и Муслимом Магомаевым. Несколько выступивших на фестивале киевских групп также не отличались особой самобытностью. "Mary Ann" - англоязычные напевы под музыку, сочиненную в результате слишком частых прослушиваний кассет "Metallica" и других представителей коммерческой утяжеленной гитарной музыки. Киевская группа "So..." - младшие братья британской band "Green Day". Сходство настолько очевидно, что самой самобытной частью выступления оказался одесский зритель Коля, который лихо оттанцовывал перед сценой, а потом и на сцене. Закончилось это тем, что гитарист "So..." отложил в сторону гитару и, громко объяснив Коле, куда ему следует идти, подверг его методам физического воспитания прямо на сцене. "Долой драчунов, Колю на сцену!" - в сердцах кричали зрители из зала. Но Коля на сцену не вернулся, а киевская группа "So..." продолжала свою пропаганду лучших образцов современной британской музыки. Конечно же, было бы наивно ожидать, что на очередном фестивале "Белый Звук" в городе Одессе случится чудо: вдруг неведомо откуда возьмутся музыканты и поставят всех на голову (да так, что даже цитадель современной музыки - туманный Лондон - содрогнется, учуяв появление конкурента). И все же, наблюдая за очередными музыкальными шедеврами на сцене, так и вспоминалась всем уже надоевшая цитата: "Рок-нролл мертв", к которой хотелось добавить: "А то, что с ним происходит сегодня, - это уже скорее разложение". Кажется, сегодня уже стало просто невозможным удивить когото только профессиональной музыкой. Это уже пройденный этап, который воспринимается как элементарное условие для музыкальной карьеры. Современный музыкант - это не только самобытный инструменталист или певец, но и личность, понимающий, что уместнее делать в сегодняшнее время, а что списывать в архив. Если же этого нет, тут уж никакие приманки не помогут. Как раз это и продемонстрировала одесская группа "Новая версия", представившая на фестивале программу из динамичного акустического гранжа и изрядно испортив музыку дешевыми заигрываниями со зрителями. Вначале музыканты настойчиво пытались изображать саму крутизну то наигранными дерганьями, то отрепетированными вскрикиваниями, то выходом к народу в зрительный зал с большим барабаном. А под финальные песни все четверо оставили за кулисами предметы своего гардероба и впервые в истории одесской роксцены появились перед взорами зрителей в одних трусах, очевидно, вдохновленные нашумевшими скандальными происками "Red Hot Chili Peppers". Но в отличие от "Горячих Чилийских Перцев" на большее у ребят, видно, смелости не хватило. И правильно сделали - иначе пионерским играм в монстров рока не было бы конца и края. ...Как известно, заметки с музыкального фестиваля - это не повод для ворчаний. Даже если повода для обратного почти не представляется. К счастью, на фестивале "Белый Звук" были и музыканты, которые давали возможность говорить о них серьезно.

(Окончание в следующем номере).

Олег МЕЛЬНИЧУК.




К оглавлению ном Подшивка О газете