АРХИВ

"ГИБНУ, НО ОСТАЮСЬ ВЕРНЫМ"

Эмблемой в старину называли "замысловатую картину", условно изображавшую какую-нибудь идею, а символом - подпись, "остроумное изречение" к этому рисунку. Лучшие из эмблем и символов стали международными и не утратили своего значения и в наши дни. И ныне без них не обходятся международные фестивали и конгрессы, съезды ученых и деятелей культуры. Сегодня их использует геральдика для гербов государств и городов (к примеру, якорь в гербе Одессы означает, что она является портом; между тем с давних пор якорь считается символом надежды).

Особенно популярны эмблемы и символы были в XVII-XVIII веках. Тогда из них брали темы для картин, скульптур и памятников, сюжеты для фейерверков. По указу Петра I в 1705 году в Амстердаме были напечатаны "Символы и емблемата" на восьми языках. Около 800 экземпляров этого сборника доставили в Москву. "Емвлемы и символы избранные" появились в 1788 году. Это издание, "много против прежнего исправленное, умноженное и украшенное", подготовил доктор медицины и профессор повивального искусства Н. М. Максимович-Амбодик, автор знаменитого в истории медицины труда "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле". Накануне Отечественной войны 1812 года он снова выпустил в свет свои "Емвлемы". Познакомьтесь с некоторыми эмблемами и символами из редкой ныне книги Н. М. Максимовича-Амбодика.

БЕССМЕРТИЕ изображается в виде человеческом, с крыльями. Возле него стоят обелиск и пальма, также пучок бархатцов с золотым кольцом, в правой руке скипетр, а в левой морская губка представляются.

ВЕСЕЛИЕ или радость изображается младою женою веселого, приятного и улыбающегося лица, держащею в правой руке пальмовую ветвь или колосья, а в левой - рог изобилия; или в одной ее руке деревянная колотушка, а в другой - бубен, барабан или Амур, возле нее стоящий и играющий на арфе, представляются.

ГНЕВ представляется в образе бледного и сухощавого человека с петухом под пазухой и с розгами в руке. Или в виде юноши или фурии со сверкающими очами, с пожелтелым лицом, в жарком одеянии, с обнаженной шпагою в одной, а в другой руке щит со львиною главою, Лев и Тигр суть обыкновенные знаки гнева.

ГОРДОСТЬ изображается в виде слепца в богатой одежде, стоящего одной ногою на шаре и поднявшего вверх правую руку. Возле его стоит Павлин с распущенным хвостом.

ЗАВИСТЬ изображается женою престарелою, престрашною, бледною, сухощавою, беспокойною и печальною, с черными и нечистыми зубами, грудьми отвислыми, очами косыми и западшими и с кожею на теле иссохшею. На голове и в руках у нее змеи, кои грызут ее внутренности, возле нее стоят семиглавая Гидра и Собака.

МИРОЛЮБИЕ или мир представляется кроткою женою с рогом изобилия или масличною в руке ветвью или факелом, коим возжигает огонь под кучею лежащего оружия.

НЕВЕЖЕСТВО представляется в образе жены слепой или с завязанными очами, иногда с ослиными ушами, иногда осел возле нее лежит спящий.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ изображается женою, держащею в руке весы и копье или с рогом изобилия, копьем или масштабом.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Подписи к рисункам: 1. Тверд, как алмаз. 2. Поспешаю медленно. 3. Тьму разгоняю. 4. Звоню не ради себя одного. 5. Гибну, но остаюсь верным. 6. Противлюсь ветрам и невзгодам. 7. Храню союз навеки. 8. Злое питается злым. 9. Добродетель в умеренности. 10. Постоянен во всем.




К оглавлению номера Подшивка О газете