С участием министра внутренних дел Украины генералполковника милиции Юрия Кравченко прошла совместная коллегия УМВД Украины в Одесской области и на Одесской железной дороге.
Состоялась пресс-конференция. Некоторые ответы министра мы публикуем.
- Анализ показал, что наиболее горячими для нас точками являются Донецк, Крымский регион, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Луганск, город Киев. Здесь концентрируются большой банковский, промышленный капитал, большое число населения и здесь же совершается самое большое количество преступлений, в том числе и тяжких: разбойных нападений, убийств, в том числе заказных. Начался 1997 год, и я приехал на итоговую коллегию. Кроме того, в Одесской области назначен новый начальник управления господин Григоренко, и мне безусловно, интересно было узнать, как он чувствует себя в новом качестве, какие задачи, требования ставит перед личным составом. Я не могу делить милицию на одесскую, киевскую, донецкую - это наша, украинская милиция, которая охраняет наш народ от преступных посягательств, и потому не может удовлетворять, что из 4700 убийств в Украине около пятнадцати процентов не раскрыты, в том числе из 118 заказных убийств раскрыты только 22. В сфере экономики расследовано 63 тысячи уголовных дел, в том числе две тысячи против чиновников разного уровня. По Украине будут заменены около пятнадцати милицейских руководителей различного уровня. По Одесскому областному управлению строго предупреждены руководители управлений по борьбе с организованной преступностью и по борьбе с экономическими преступлениями. В первом квартале начальник областного управления представит свои предложения по руководителям районного звена.
Вопрос о численности МВД очень дискуссионен. Одни, особенно политические силы, которым не нравится реализация национального законодательства, шумят, что милиции очень много и ее нужно сократить. Я в этой ситуации опираюсь на реальную объективную статистику. Министерство внутренних дел - это не только милиция. Это организация, включающая в себя различные подразделения. Собственно милиции у нас сегодня 220 тысяч человек. Такой же потенциал имеют Франция, Италия, Германия при одном условии: технически они лучше оснащены по разным видам спецсредств, автомобилями, средствами связи - от тридцати-сорока до тысячи процентов. Сегодня в местах лишения свободы находится такое же количество наших соотечественников, как и милиции в стране - 220 тысяч. Их охраняют 45 тысяч сотрудников внутренних войск. Существуют у нас, к сожалению, и лечебно-трудовые профилактории, там тоже работают наши сотрудники. В 1996 году мы разработали и утвердили в Кабинете Министров концепцию реформирования органов внутренних дел. Мы считаем, что подразделения ОВИРа, паспортные должны отойти к другим структурам. С другой стороны, если сегодня в той же паспортной системе люди будут разаттестованы (их 5000 человек), то это будет не слишком большое облегчение для бюджета, ведь эта служба все равно нужна. Милиция - составная часть правоохранительной системы и трансформироваться должна вместе со всей этой системой. Пока же мы будем усиливать подразделения, работающие на раскрытие и предупреждение преступлений. Указом президента милиция подчинена местным органам власти. Это разумное решение.
На протяжении 3-4-х лет мы говорили о том, что Украина является транзитной территорией для наркобизнеса. Но так объективно складывается, что никогда транзитная территория не оставалась просто транзитной, она всегда превращалась в территорию для распространения. Сегодня международные преступные наркоконцерны уже рассматривают наше государство как полигон для распространения наркотиков. В Украине отмечено более четырехсот случаев изъятия так называемых тяжелых наркотиков: героин, реп, кокаин. Что предпринимает МВД? У нас созданы специализированные подразделения по борьбе с наркоманией, они насчитывают до тысячи человек и есть в каждой области, в каждом промышленном городе. В деле выявления каналов распространения наркотиков и наркокурьеров мы тесно сотрудничаем с коллегами из других стран. Неплохую операцию провели в 96-м с помощью немецких и итальянских коллег - было изъято более десяти килограммов героина. Вообще же совместно с зарубежными коллегами мы выявили более ста транснациональных преступных группировок разной окраски: это и международный криминальный автобизнес, и наркотики, и торговля оружием.
Я не хотел бы, чтобы мы вели речь о "чеченском следе". В Польше очень любят формулировку "украинская мафия". Очевидно, и в Польше, и в Венгрии преследуют при этом какието политические цели. Когда я встречался с министром внутренних дел Польши, то спросил его, сколько процентов от общей преступности составляет так называемая украинская мафия. Он с трудом это сосчитал, и мы вышли на цифру - одна сотая процента. Абсолютно не концентрирую внимание на национальности. Если мы начнем делить преступность по национальным признакам, то недолго дойти до того, что по цвету волос или глаз мы начнем сажать людей в места лишения свободы. Для министра внутренних дел люди делятся на законопослушных и тех, кто закон нарушает.
Проблема борьбы с организованной преступностью лежит не на поверхности. Она глубоко запрятана как в криминальной экономике, так и в социальной и политической сферах. И это общепринятое явление, которое опирается на криминальный капитал, имеет большой оборот и выходит на государственных чиновников. Колоссальные инвестиции уходят из государства и концентрируются на счетах за границей. Мы видим, особенно по Крымскому региону, что эти средства использовались в политических кампаниях. Если в 1995 году мы изобличили 859 преступных группировок, которые совершили полторы тысячи преступлений, то в прошлом году - 887 группировок, на счету которых более шести тысяч преступлений. Происходят качественные изменения, мы сталкиваемся с убийствами, взрывами, криминальными отношениями в экономике. И, к сожалению, нет такого механизма, который позволил бы решить это за месяц или за год. Усилия одесской милиции неадекватны той ситуации, которая сложилась в регионе. Свидетельство этому - серия заказных убийств в сфере энергетики. На мой взгляд, энергетическое поле Украины похоже на минное поле. Как только кто-то становится на него, то сразу взрывается. Поэтому на коллегии шел разговор о том, как влиять на ситуацию и процессы, происходящие во всех регионах, в том числе и в Одессе. Я обращал внимание руководителей всех уровней на слова президента нашей страны о том, что 1997 год должен стать годом персональной ответственности за порученное дело. Любая программа действенна тогда, когда она финансируется и законодательно обеспечена. Для того, чтобы бороться с организованной преступностью, надо иметь своих людей в среде преступников. Человек в офицерских погонах не просто работает в преступной среде, но и выполняет часть действий, объективно преступных. И он должен быть защищен законом от дальнейших преследований со стороны государства. Потому что у него такая роль - это разведчик. К сожалению, пока законодательной поддержки нет. Нет и того, чтобы мы могли экономически поддержать те подразделения, которые работают по борьбе с организованной преступностью. Но качественные изменения к лучшему в работе наметились. Это пока еще нащупывание методики и организации оперативного сопровождения. Думаю, что мы с вами доживем до того времени, когда наши операции по борьбе с организованной преступностью буду носить характер итальянских, когда за одну операцию мы сможем упечь за решетку несколько крупных мафиози. Но для этого одних призывов мало. Работа по вхождению в эти группировки, по изучению их очень тяжела и длительна. К сожалению, категория организованной преступности присуща рыночной инфраструктуре, государству, которое строит рынок, и она будет нас с вами тревожить еще длительное время. Она очень жестко связана с экономическими процессами, социальными и, к сожалению, с политическими.
Записал Ефрем БОРИСОВ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |