КАК УПЛЫВАЮТ ПАРОХОДЫ...




К чему приведет неблагоприятное отношение родного государства к морякам вообще и к судоходным компаниям каждой в отдельности, включая и государственные? Сколько судов реально находится сегодня в собственности Черноморского пароходства и есть ли у него выход из создавшейся ситуации? Смогут ли независимые судовладельцы обеспечить достойной работой наших механиков и капитанов? Проблемы, которые придавили сегодня пароходства и судоходные компании нашего государства, одесситов касаются самым непосредственным образом, если учесть, что почти в каждой одесской семье привычны в обиходе морские тельняшки, а сама Одесса привлекает к себе внимание как центр развития торгового мореходства с мощным потенциалом, используя при этом и свой собственный интеллектуальный потенциал, а его, слава Богу, в Одессе всегда хватало с избытком.

Даже специалисты не могут сегодня ответить на вопрос о судах ЧМП. Любая цифра будет неверна по причине особенностей каждого договора в отдельности в случаях аренды судна или его перехода в новую форму собственности. Единственный реальный путь спасения ЧМП, по мнению людей сведущих, был в продаже части судов в счет внешнего долга и модернизации оставшегося торгового флота. Год назад об этом не могло быть и речи, останавливалась любая инициатива. Год спустя, похоже, пришлось все-таки признать этот путь единственно возможным. Пароходство за этот год потерпело колоссальные убытки только из-за ареста десятков своих судов в портах всего мира, учитывая и убытки моральные - должников, как известно, не любит никто. По количеству подобных арестов Украина занимает второе место в мире - естественно, после России. А в это время опустевшие традиционные ниши в рынке судоперевозок все настойчивее занимают иностранцы: к примеру, в керченский порт в последние месяцы отмечены заходы 95%(!) судов под турецким флагом. Когда-то, еще в советские времена, группа наших специалистов проходила подготовку в Кембридже. В беседе с английским судовладельцем кто-то задал вопрос о работе "небольшой компании, владеющей, скажем, семьюдесятью судами". Англичанин от этой фразы чуть не упал в обморок. Советская власть в той или иной степени но могла удерживать управление громадными пароходствами. Сегодня это сделать никто не может и не хочет, гиганты раскалываются на части под тяжестью собственных долгов. Конкретные схемы появления независимых судовладельцев представить трудно, но можно проследить три общих пути: аренда с последующим выкупом: при грамотном составлении договора и удачной работе судно через два года переходит в собственность нового владельца. Второй путь - дробление крупной компании, и третий - вложение денег крупных предприятий, банков, предпочитающих надежный и долговременный шиппинговый бизнес. Количество судов в таких компаниях не превышает обычно двухтрех единиц (одна из самых крупных - фирма "Престиж", к примеру, владеет десятью судами). Всего в Украине зарегистрировано около двухсот судоходных компаний различных форм собственности - цифра эта относительно точная, так как часть компаний уже прекратила свое существование. Судовладельцами также являются порты, в распоряжении которых находятся суда с водоизмещением до пяти тысяч тонн. В Одесском порту таких судов шесть. При всем разнообразии и пестроте в среде судовладельцев Украины уже наблюдаются попытки интеграционных процессов. В конце 1996 года в Одессе была создана Ассоциация независимых судовладельцев, в которую уже вошли восемь и подали заявки шесть компаний. Ассоциация поставила перед собой цель объединить и скоординировать усилия для обеспечения правовой и экономической защиты независимых судовладельцев, взаимодействия с международными организациями судоходства. Ассоциируемыми членами организации могут стать также классификационные общества (пример - французское "Веритас"), крюинговые компании и т. д. Учитывая цели Ассоциации (в числе которых сотрудничество с отделами гостранспорта), создание Морского страхового бюро с центром в Одессе (осуществление этого проекта требует изменений в существующем морском законодательстве), выработка кодекса справедливой практики - это социальная защита моряков, брошенных сегодня на произвол судьбы, и многое другое; будем надеяться, что объединение собственный усилий позволит в будущем вернуть украинских судовладельцев, стремящихся сегодня любой ценой уйти под чужой флаг по вполне понятным причинам.

Подготовил Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.




К оглавлению номера Подшивка О газете