ЛЮСЯ-ЛЮСИ-ЛЮЧИЯ - СВЕТЛАЯ

СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ...

- Ты собираешься писать о ней в связи с юбилеем?" - спросили меня. Я пожала плечами: "При чем тут юбилей?!" Есть люди, о которых стоит и хочется писать независимо от того, что подошли они к какому-то рубежу. Да и к рубежу ли? О ком же пойдет речь? Попробуйте отгадать.

Судьба ее оказалась, как бы это сказать, многонациональной и, что ли, полигеографичной. Профессий пришлось сменить не один десяток, в том числе и военных. Надо сразу признать, что ей оказались удивительно к лицу мундиры всех родов войск, начиная с голубого гусарского ментика. Вот я и проговорилась! Меня выдал "Голубой гусар" - стало сразу ясно, что речь пойдет о Народной артистке Украины Людмиле Сатосовой, о ее ролях в театре, о роли театра в ее жизни.

О роли театра в ее жизни можно сказать коротко: театр - это и есть ее жизнь. А роли, сыгранные на подмостках?..

Я сижу в двухкомнатной стандартной квартире. Стандартной по воле строителей, ибо жизнь, проходящая в ней, совсем не стандартная: не стандартны судьбы, интересы, увлечения... Людмила Сатосова и Виктор Эгин - ее муж, друг, любимый партнер, ее биограф. Его дневник изо дня в день, из года в год, от спектакля к спектаклю фиксирует события ее жизни и творчества. И альбомы, альбомы, альбомы... Рассматриваю, любуюсь фотографиями и мне начинает казаться, что ролей сыграно не 200, а гораздо больше...

К сожалению, фотограф не зафиксировал тот решающий момент, когда с легкой руки главного инженера оборонного завода, на котором работала самарская школьница Люся Сатосова, Ильи Брука и знаменитого авиаконструктора Андрея Туполева начался путь заводской певуньи к звездам - "Ad astra" театрального небосклона. Участие Андрея Туполева во взлете будущей примадонны (не будем чураться этого слова) сегодня расценили бы как символичное. Но тогда, в 1944 году, судьба девчонки, наскоро обряженной в чужую одежду из посылки (не путайте с "посылочными нарядами" 70-80-х годов), решалась солидным ареопагом, перед глазами и "перед ушами" которого она предстала. Нет в альбомах фотографии, запечатлевшей Козловского, Шумскую, Максакову, Барскую, Шпилер во время прослушивания, после которого Люся Сатосова была принята в студию Большого театра, находящегося в Куйбышеве (Самаре) в эвакуации.

Нет фотографий уроков сценического мастерства, проводимых Борисом Тамариным; не зафиксированы занятия вокалом, где вместо педагога был концертмейстер (кто знает, возможно, этот вариант один из лучших, если природа обо всем позаботилась заранее); нет уроков хореографии, где на фото мы бы увидели, как между стоящими у станка юными танцорами прохаживается с хлыстом в руках их педагог Данилина, чтобы в нужный момент "поправить" недостаточно прямо вытянутую ножку...

Каюсь, не запомнила, была ли фотография, запечатлевшая Люсю в "Верном друге" (ее первый выход на сцену), зато вот она - прелестная Серполетта из "Корневильских колоколов" - утверждение на эту труднейшую роль совсем молоденькой дебютантки было первым настоящим успехом.

ОТСТУПЛЕНИЕ: нет и еще одной традиционной для любой девчонки фотографии - группового фото выпускников 10 класса - школу пришлось заканчивать экстерном.

Листаю альбом дальше. Начиная с 1951 года и по 1960 сплошной калейдоскоп прелестных образов. Это период работы в знаменитом на всю страну Свердловском театре оперетты, где премьеры следовали одна за другой, где можно было пройти прекрасную школу не только артистизма, но и аристократизма, так как недаром этот театр называли ссыльным - в нем работало много бывших князей и других титулованных особ, чье присутствие западнее Свердловска было властям нежелательно; где судьба свела ее с Виктором Эгиным - свела на всю жизнь; где родился ее сын Саша.

Можно ли по фотографиям проследить путь вверх? Трудно. Ведь после большой, сложной партии можно сделать шедевр и из маленькой роли. И как увидеть на фото тот рубеж, который отделяет молодую актрису Люсю Сатосову от заслуженной артистки РСФСР Людмилы Сатосовой? Тем более, что звание, полученное в 26 лет, не в силах пригасить сияние молодости. Впрочем, когда 6 марта 1965 года Людмиле Сатасовой торжественно вручали звание народной артистки Украины, она была так же очаровательна, как в дни своей юности. Об этом свидетельствуют не только фотографии из альбома, это готовы засвидетельствовать все одесситы - поклонники ее таланта. Звание она получала уже в Одесском театре музыкальной комедии, куда ее сманил из Свердловска Гриншпун-отец, где она переиграла десятки ролей, где ее партнерами были Дынов, Применко, Водяной, Боровский, Осипов, Силин... откуда ее "увел" Гриншпун-сын.

Почему она оставила родной театр? У режиссеров кино есть выражение: "Уходит натура". Это когда как-будто все на месте: так же звонко поет речка, так же золотятся поля, зеленеет роща, но Солнце уже покинуло зенит, и по-другому освещенный окружающий пейзаж стал пейзажем другой темы, другой картины.

Театр "Ришелье" принес новые роли, новые темы, новую интересную работу, возможность по-новому высветить свой талант... и новые фотографии. Он распался как раз тогда, когда подкралось 70-летие. И что же дальше? "Тишина"? Как для ее тезки - Люси из гениально сыгранного Раневской и Пляттом спектакля? Отнюдь нет...

Сегодня Людмила Сатосова - дебютант. Она с радостью принята в труппу Русского театра им. Иванова. В ее альбом ложатся новые фотографии - графиня де Бревиль - пассажирка "Дилижанса из Руана". Эта роль близка ей по жанру, но актриса, которая своим талантом призвана "светить всегда, светить везде..." уже ждет, мечтает о новых, больших, серьезных ролях. Она начинает новую жизнь, имя и суть которой, конечно, - театр.

В ее альбомах есть место для новых фотографий. Дай Бог, чтобы их было побольше.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото Михаила РЫБАКА:

Людмила Сатосова в спектакле "Кабаре Бени Крика";

с сыном Сашей (1966 г.)




К оглавлению номера Подшивка О газете