Преподаватели ОГУ требуют выполнения своих прав
"Если мы будем молчать, вряд ли за нас кто-то что-то скажет" - такое мнение высказали преподаватели ОГУ на конференции трудового коллектива университета. В предновогодние дни основным вопросом стала далеко не праздничная тема - обсуждали возможность проведения забастовки.
Вкратце обрисуем картину событий. Конечно, все вузы (по крайней мере, в Одессе) не избалованы своевременными выплатами зарплаты, но в ОГУ, похоже, с этим из рук вон плохо. Преподаватели высказывают претензии к администрации, выяснив, что университет-таки получил сверху средства для выплат, но до конкретных людей - преподавателей, сотрудников, студентов - деньги так и не дошли. Поговаривают о подтасовках в бухгалтерии. Профком стал на защиту... ректора. Тогда сотрудники сформировали координационный комитет - орган, представляющий интересы трудового коллектива в конфликте с администрацией. Координационный комитет прошел через все этапы примирительных комиссий и трудового арбитража, на каждом шагу натыкаясь на прессинг и препоны. К делу подключились гор- и обладминистрация. Арбитраж подтвердил наличие конфликта (администрация заявляла, что нет повода ссориться, дескать, она тоже страдает, а во всем виновато министерство). Ректор предлагал заглянуть в коллективный договор, подписанный весной, где ни слова не говорилось, что работодатель (администрация) обязаны выплачивать зарплату регулярно. На нет и суда нет. Впрочем, если этот вопрос не оговорен отдельно, обязательное для всех трудовое законодательство устанавливает свой предел - не реже двух раз в месяц.
Преподаватели не получают деньги уже несколько месяцев, студенты, аспиранты и сотрудники - и того больше. Поэтому все собравшиеся на конференции делегаты проголосовали за необходимость забастовки, как последнего средства получить свои кровные.
Впрочем, всех голосов оказалось чуть-чуть меньше необходимого минимума - "двух парламентских третей". Из 185 делегатов до Большой физической аудитории (места проведения конференции) дошли едва 130. Понятно - идет сессия, у многих экзамены, зачеты. Но ходят слухи, что большое число делегатов были просто дезинформированы профкомом. Они пребывали в святой уверенности, что 23-го никакой конференции не будет (дескать, ее перенесли). Кстати, сам ректор к народу также не явился. Дела-с, знаете ли...
Для принятия решения о забастовке, следовательно, нужна еще 2 одна конференция. Но забастовка - теперь уже вопрос времени. Понятно, что на каникулах бастовать бесполезно. Хоть бастуй, хоть не бастуй... Можно даже голодать себе в удовольствие. Значит, забастовка отодвигается до начала следующего семестра. Но все равно, преподаватели горят желанием остановить (цитирую) "геноцид интеллектуального потенциала". "Даже рабовладелец кормит своих рабов..."
"Мы не ставим целью изменить мир вообще, но делать из нас голодное стадо мы никому не позволим, - так сказала Ирина Евгеньевна Баринова, член избранного на этой же конференции забастовочного комитета.
Студенты в забастовке участия принимать не будут, ведь они не подписывали с ректором трудового договора. Но ведь и они начинают забывать смысл волшебного слова "стипендия"... Парижский бульвар Сен-Мишель заасфальтирован после событий 68-го года - студенческой революции, когда выяснилось, что булыжник - орудие не только пролетариата. Один из участников конференции сказал: "Как бы не пришлось искать средства, чтобы заасфальтировать Французский бульвар", где, как известно, находится одно из зданий университета. Впрочем, войны никто не хочет. И забастовка - это вынужденная мера.
- Насколько интеллигентен такой способ решения конфликтов? - спросил я у Э. А. Чечельницкого, директора Центра культуры ОГУ, члена забастовочного комитета.
- Так нельзя ставить вопрос. Но забастовка - это самый последний способ, чтобы интеллигентные люди добились своего.
Многие на конференции высказывали непонимание действий администрации. "Раньше, когда ректора не назначали, а выбирали, он был представителем университета в министерстве. Теперь - наоборот".
М. Ю. Борисов, преподаватель кафедры теоретической экономики, член забастовочного комитета: "Забастовки ведь бывают разных видов. Метод, которым решают вопросы шахтеры, - не самый лучший. Но сокращение финансирования грозит закрытием вуза. Другие институты смотрят на нас, ведь ОГУ - это первый вуз Одессы".
Министерство пообещало заплатить за сентябрь и октябрь до Нового года. В день конференции у них в запасе оставалась почти неделя. Но до марта, начала нового семестра, у администрации еще больше времени. Повторю: войны никто не хочет. Но, похоже, преподаватели уже не верят в новогодние подарки...
Сергей СЕРДОТЕЦКИЙ,
корр. "Украина-Центр".
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |