КТО ПЕРЕСЯДЕТ В МАШИНУ СТАЛИНА?

Авто вождя народов на аукционе в Эссене

Огромный ажиотаж на международной выставке старинных и классических автомобилей, проходившей в немецком городе Эссене, вызвало появление российского четырехколесного экземпляра. Один из немецких клубов представил редчайший автомобиль, выпущенный на ЗИЛе с разу же после войны. Как выяснилось, машина была сделана лично для Иосифа Сталина по его же заказу.

Предыстория появления раритетной машины такова. Когда на основе американских "Паккардов" (серия 180) у нас в стране начали выпускаться машины "ЗИС-110", специальный конструкторский отдел получил задание разработать особые машины "ЗИС-115" для высшего эшел она власти. Лично Берия отвечал за выполнение этого ответственного спецзаказа. Машины изготавливались из особо прочного металла, облицовывались броней и пуленепробиваемыми стеклами, отличались большой устойчивостью и были рассчитаны на то, чтобы даже в экстремальных случаях при авариях пассажиры оставались бы целыми и невредимыми. Изнутри автомобили обшивались толстым слоем мягкого материала.

Когда в 1953 году Сталин запланировал поездку в Польшу, туда была переправлена для него эта машина. Но поездка не состоялась, и автомобиль по распоряжению Иосифа Виссарионовича передали тогдашнему председателю ЦК ПОРП Болеславу Беруту. Но тот в 1956 году умер в Москве при невыясненных обстоятельствах, и машина перешла в ведение КГБ Польши и до 1984 года на ней никто не ездил. А в России о ней и вовсе забыли.

Затем, в 1984 году, в связи с планами открытия в Польше технического музея вооруженных сил автомобиль перегнали из Варшавы в город Пива в распоряжение польской народной армии. Однако на постройку музея в то время денег не нашлось, и все собранные экспонат ы, в том числе и "ЗИС-115", остались в одной из военных частей Польши. И тогда эта военная часть продала находившийся у них на балансе автомобиль частному лицу.

Новый владелец провел незначительную реставрацию машины: отполировал кузов и отхромировал потускневшие мелкие части. Следует подчеркнуть, что все детали на машине - "родные" и в оригинальном исполнении. Всего таких машин за рубежом сохранилось три. Одна - в музее Риги, другая - в Женеве и эта - в Польше. Может быть, и в России где-нибудь в спецгаражах хранятся подобные экземпляры.

В этом году интернациональный клуб СААР, членом которого является и хозяин этого "ЗИСа", впервые выставил машину на Всемирном шоу в Эссене.

Обыкновенного зрителя, не вникающего в технические подробности "русского монстра", больше всего заинтересовал внутренний интерьер автомобиля. По уровню комфортности это четырехколесное средство передвижения не уступает номерам в пятизвездочных отелях.

Пассажиров и водителя разделяет раздвигающаяся стеклянная переборка. В заднем отделении имеются встроенные в панели отопители, при желании из пола, покрытого ковром, поднимаются два дополнительных кресла. Между диваном и переборкой установлена мягкая подножка. По бокам большого дивана лежат небольшие подушки, а в широкие подлокотники вмонтированы пепельницы. Пассажирский салон освещается четырьмя круглыми светильниками. При желании окно можно зашторить плотными занавесками. И еще: весь салон обит мягкой тканью и отделан деревом редких пород.

Машина продавалась, и несколько человек намеревались ее приобрести.

Владелец необычного лимузина разрешил посидеть в машине на мягком, "вольном" диване. Где когда-то сиживал сам покойный отец всех времен и народов. И когда я расположился там, вытянул ноги на специальную цепочку, специальным реечным домкратом, вмонтированным в дверь, поднял пуленепробиваемое стекло толщиной 75 миллиметров (обычные стеклоподъемники не в состоянии справиться с этой работой), стало немного жутковато в полной тишине. Я очутился за непроницаемым занавесом. В миниатюре похожим на тот печально знаменитый занавес, что некогда отделял нашу страну от всего остального мира.

С. ЭКОНОМОВ.



К оглавлению номера Подшивка О газете