КОММЕРЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Сегодня можно с уверенностью сказать, что слово "Интернет" знакомо почти всем. Это, правда, не означает, что все знают, что такое Интернет. Человек, не испытавший пока счастья подключения, "знает", что Интернет - этакая информационная сокровищница - стоит только протянуть руку за нужными сведениями. Тем не менее в деловом мире к Интернету принято было относиться скептически.

Однако в последнее время столпы делового мира на Западе стали вдруг активными почитателями Повсеместно Протянутой Паутины (WWW). Так что же произошло? Дело в том, что, пока они брюзжали, Интернет все рос. К началу 1997 года его население составило более 50 миллионов человек. При этом, как нетрудно догадаться, совсем не все жаждали лишь тратить деньги. Некоторые старались их там заработать. Десятки миллионов "жителей" Интернета теперь превосходят по своей численности взрослое население какой-нибудь крупной европейской страны и отличаются при этом достаточно высоким уровнем доходов (можно, конечно, поспорить относительно украинских пользователей). Всемирная Сеть из игрушки для программистов и альтернативы почте превращается в мощный коммерческий инструмент.

На протяжении всего XX века развитие информационных технологий не могло сильно изменить лицо торговли. Сегодня это происходит на наших глазах. В начале XIX века за товаром в магазин непременно надо было ехать. Иногда далеко. В конце XIX века предприимчивы е американцы изобрели заказ и доставку покупок почтой. С пришествием Интернета и зарождением виртуальной торговли время, необходимое на преодоление расстояния между покупателем и продавцом, сокращается до "щелчка мышкой". Магазин со всем его содержимым и возможностью "прямой" оплаты возникает прямо на экране вашего компьютера.

В Сети родилась своя пока не очень хитрая экономика с общим оборотом за 1996 год в 9 миллиардов долларов. Пока солидные банки раскачивались, молодые шустрые технологические компании захватили значительную часть контроля над этими деньгами. Вот тут-то банк и и спохватились и стали, как пингвины в океан, запрыгивать в Интернет и открывать там свои страницы. Их можно понять - по различным прогнозам, в 2000 году общий объем платежей в интернете составит не менее 200 миллиардов долларов.

Сегодня даже средние и небольшие по масштабам серьезного бизнеса компании не желают замыкаться на локальном рынке и активно расширяют географию своих продаж и производства. Серьезным фактором, сдерживающим до недавнего времени этот процесс, была стоимость преодоления расстояний. Но в Интернете такого понятия, как расстояние, просто не существует, и если вы, например, говорите по Web-телефону или роетесь в чьей-то базе данных, то безразлично, находится ли ваш собеседник или база данных в соседней комнате и ли на другом континенте.

Поэтому уже сейчас в Сети появилось множество торговых точек. Как в обычном магазине, вы можете, глядя на экран домашнего компьютера, прогуляться вдоль "прилавков", просмотреть каталоги и прайс-листы, тщательно рассмотреть сам товар, выбрать то, что нравится, а затем, указав вид доставки и вид упаковки, расплатиться. Обязательно ли иметь дома компьютер? Нет. Сетевая торговля постепенно движется к демократичным, "уличным" формам: подходите к тумбе с сенсорным экраном, заказываете что-то в магазине, расположенном за тысячу километров от вас, расплачиваетесь и на следующий день получаете посылку. Такие технологии уже существуют на Западе как работающие образцы.

Таким образом, можно утверждать, что Интернет превращается в рай для коммерсантов. И в недалеком будущем волна Интернет-коммерции накроет и нас. Главное - не мешать.



К оглавлению номера Подшивка О газете