На фото Михаила Рыбака - Юлий Гусман.
(Четыре истории, рассказанные Леонидом Сущенко)
Леонид Сущенко принадлежит к самому первому поколению одесского Клуба Веселых и Находчивых. Тридцать лет назад он был среди тех, кто, как поется в старой песне, первым начинал, кто жанра создавал законы. После закрытия КВНа в 1972 году Л. Сущенко вместе с товарищами по жанру Валерием Хаитом и Георгием Голубенко сочинил пьесу Старые дома, которая - с музыкой Оскара Фельцмана и стихами Роберта Рождественского - обошла сцены многих театров Советского Союза и по сей день украшает афишу нашей Музкомедии. Сейчас Леонид Леонидович по праву считается одним из ведущих тележурналистов города, но КВН остался в его памяти неистребимой молодой любовью. И потому истории, которые любит рассказывать Леонид Сущенко, так или иначе касаются КВНа, либо людей, тесно с ним связанных...
МУЖИК, А ГОВОРИШЬ, КАК БАБА!
Для меня олицетворением смешного в КВНе и вокруг него был покойный Слава Харечко, один из самых знаменитых капитанов за всю историю этой игры. Он обладал удивительным умением создавать веселые ситуации буквально из ничего. Вот одна из таких ситуаций.
Как-то ехали мы со Славой в московском метро. Тогда только стали давать объявления станций в записи. Слышим мы женский голос: Следующая станция - Кропоткинская. Вышли на этой станции и видим, что машинист - мужчина. Харечко ему и говорит: Как тебе не стыдно: мужик, а говоришь бабьим голосом! Машинист растерялся и так и не нашел, что ответить.
ПО ФАМИЛИИ ТРУДНО ПОНЯТЬ
Слава работал в киножурнале Фитиль. Как-то я звоню ему туда и говорю: Ярослав Евгеньевич, беспокоит вас Сущенко из Одессы (это у нас был такой стиль общения). В ответ - молчание. Я снова повторяю. Снова молчание. Я уже теряю терпение, повторяю в третий раз. На что следует ответ: Извините, но по вашей фамилии трудно понять, мужчина вы или женщина, потому представьтесь полностью.
ХО-ХО-ХО И БУТЫЛКИ... КОНЬЯКА
А эту шутку Слава Харечко сыграл с Юлием Гусманом, когда тот с командой Баку только восходил на КВНовский Олимп. Надо сказать, что уже тогда у Юлия Соломоновича наблюдались все признаки мании величия.
Устроил как-то Гусман в Москве большой банкет, куда пригласил многих известных КВНщиков. Но Харечко, которого к тому времени считали одним из ведущих мастеров этой игры, среди приглашенных не оказалось. Однако Слава все же пробился в банкетный зал, прикинувшись простым москвичом, который мечтает увидеть живого Гусмана и взять у него автограф. Гусман с удовольствием расписался на сложенном вдвое листке, который Слава ему подсунул. Получив подпись Гусмана, Слава развернул лист, написал сверху: Подателю сего выдать 16 бутылок коньяка - и пошел требовать от директора бакинской команды желаемый напиток. Друзья Славы в этот вечер не раз поминали Гусмана незлым тихим словом.
ПОСЛЕДНИЙ ФАС!
Одним из конкурсов полуфинальной игры сезона 1971/72 года Одесса-Фрунзе был конкурс художников, где нужно было нарисовать пародии на собак, сопровождая рисунки репризами. Мне, в частности, предстояло озвучить рисунок нашего художника Алика Цыкуна такой фразой: Узнайте эту собаку в профиль, ну и, конечно, в фас. Смысл нехитрого этого каламбура заключался в том, что команда фас для собаки означает известно что.
Конкурсных собак должны были привести прямо на сцену телетеатра. Должен признаться, что подобного зрелища не видал нигде и никогда: огромные псы со свирепыми физиономиями. Мне сразу стало не по себе, и я предусмотрительно решил познакомиться во своей собакой. Ее держал на поводке молоденький солдатик внутренних войск. Я подошел к нему на допустимое расстояние и поинтересовался: Если вашему псу громко сказать фас!, что тогда может произойти? Я ждал чего угодно, но только не ответа, который прозвучал. Солдатик честно признался: Не знаю. И я понял, что мои опасения не напрасны и что этот конкурс может оказаться последним в моей жизни. Но, по счастью, обошлось. Самое же обидное заключается в том, что при монтаже передачи этот конкурс вырезали.
Записал Александр ГАЛЯС.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |